18 декабря 1941 года Уралвагонзавод собрал свой первый танк Т-34

Свою историю Уралвагонзавод ведет с 1931 года, когда в рамках Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса началась масштабная стройка вагоностроительного завода, рассчитанного на ежегодный выпуск 54 тысяч вагонов разных типов. Уже 11 октября 1936 года был запущен вагоносборочный конвейер, с которого сошли первые большегрузные вагоны. Именно этот день считается официальным днем рождения Уралвагонзавода.

Несмотря на незавершенные строительные работы и недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженерных кадров, с первого дня эксплуатации Уральский вагоностроительный завод выполнял самые масштабные задачи.

Здесь в тридцатые годы впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, безбандажные литые чугунные колеса Гриффина, автосцепное устройство, полный переход от клепаных конструкций рамы и кузова к сварным. Только за предвоенный период тагильское предприятие выпустило 35 тысяч вагонов, что составило больше, чем выпустили все вагоностроительные заводы Советского Союза за годы первой и второй пятилеток.

13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод №183.

Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек.

В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности нижнетагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76.

В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод № 183 отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.

На Уральском танковом заводе, помимо тридцатьчетверок, выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолетов. За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 35 тысяч танков.

Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера нижнетагильского предприятия.

За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.

За организацию массового производства танков, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награжден тремя высокими правительственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году.

 Источники:

https://oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2016/0920/185119367/detail.shtml

https://wagon-cargo.ru/news/uralvagonzavod-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама