173 года на верном пути
Автор: Олег КОСЕНКОВ
Объем:
Жанр:
Описание книги
6 августа – День Железнодорожных войск

У Железнодорожных войск большая героическая история. Они прошли долгий и славный боевой путь от первых военно-железнодорожных формирований до высокомобильных и хорошо подготовленных соединений, способных в любых условиях обстановки решать поставленные задачи по техническому прикрытию, восстановлению и строительству новых железных дорог.

В современных условиях военные железнодорожники достойно продолжают традиции войск, выполняют задачи по реконструкции вверенного участка на БАМе, обеспечивают боевые действия в зоне специальной военной операции, строят новые и восстанавливают железнодорожные пути на объектах Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1040 от 19 июля 1996 года в нашей стране ежегодно 6 августа отмечается День Железнодорожных войск.
02.jpg

Эта дата выбрана не случайно. Именно в этот день, 6 августа 1851 года, император Николай I утвердил «Положение о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». Положение предусматривало создание 14 отдельных военно-рабочих рот, двух кондукторских, одной телеграфной, общей численностью 4340 человек. Так зародились в нашем государстве Железнодорожные войска. В этом году войска отмечают 173-ю годовщину своего образования.

Боевое крещение воины-железнодорожники получили в ходе Русско-турецкой войны (1877–1878). Военнослужащие обеспечивали непрерывное перемещение армейских эшелонов по участку Бендеры – Галац.

Значительную роль ЖДВ сыграли в Первой мировой войне, во время которой железнодорожники построили около 300 км ширококолейных и до 4 тысяч км узкоколейных дорог. Кроме того, они восстановили более 4,6 тысячи км путей и проложили почти 5 тысяч км телефонно-телеграфных линий.

Формирования ЖДВ приняли участие в сражениях у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол (1939) с японскими милитаристами. Благодаря победе в этих двух конфликтах Красная Армия смогла обезопасить дальневосточные рубежи СССР.

Настоящий подвиг железнодорожники совершили в период Советско-финляндской войны (1939–1940). В суровых зимних условиях, на заболоченной местности части ЖДВ смогли проложить важную для снабжения советских группировок артерию Петрозаводск – Суоярви протяжённостью 132 км.

Трудно переоценить вклад воинов-железнодорожников в борьбу против фашистов в годы Великой Отечественной войны. В эти тяжелейшие годы они восстановили и построили заново свыше 120 тысяч км путей, восстановили и возвели около 3 тысяч мостов. Вместе с наступающими советскими войсками первый поезд в Берлин прибыл 25 апреля 1945 года, тогда Маршал Советского Союза Георгий Жуков оценил подвиг военных железнодорожников одним ёмким словом: «Молодцы!»

В послевоенный период Железнодорожные войска помогали советскому народу восстанавливать повреждённые магистрали и строить новые железнодорожные артерии. С 1974 по 1989 год ЖДВ принимали активное участие в строительстве Восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Личный состав воинских формирований уложил около 1,5 тысячи км главного пути, построил 1227 мостов и других сооружений. Сегодняшнее поколение военных железнодорожников продолжает традиции своих предшественников. Как и 50 лет назад, подразделения и воинские части войск ударно трудятся на реконструкции Байкало-Амурской магистрали. В 2021 году десять бригад ЖДВ приступили к модернизации северо-восточной хорды БАМа. Работы ведутся на участке Улак – Февральск протяжённостью 339 км и должны завершиться в этом году. Нужно отметить, что на сегодняшний день при реконструкции магистрали объём выполненных земляных работ уже составил порядка 8 млн куб. м.

Мужество и профессионализм проявили ЖДВ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении.

Малоизвестным подвигом советских воинов-железнодорожников является восстановление Сахалинской железной дороги, разрушенной мощнейшим тайфуном «Филлис» в 1981 году. Тогда стихия повредила несколько десятков крупных мостов и сотни километров железнодорожного полотна, часть строений унесло в море. Подразделения ЖДВ были переброшены на остров из Уссурийска и Владивостока. С их помощью в короткие сроки удалось выполнить громадный объём работ по восстановлению уничтоженной тайфуном инфраструктуры.

Оперативность, профессионализм и самоотверженность Железнодорожных войск ярко проявились и в ликвидации последствий ЧП на подъезде к станции «Арзамас-1» (Нижегородская область) в июне 1988 года. В этом месте в трёх вагонах грузового поезда сдетонировало свыше 100 т взрывчатых веществ, предназначенных для геологов, строителей и горняков. Несмотря на огромные разрушения, воины-железнодорожники быстро расчистили 15 тысяч кубометров завалов, уложили 850 м главного пути и заменили 500 м деформированных рельсов. Движение по магистрали было полностью восстановлено на четвёртые сутки.

Важной страницей в истории войск стали события на Северном Кавказе. В 1994–1996 годах ЖДВ России восстановили более 24 км верхнего строения пути, 77 км линий связи, 67 км линий электроснабжения и 11 искусственных сооружений. В августе 1999 года формирования Железнодорожных войск были привлечены к транспортному обеспечению федеральных сил в ходе второй чеченской кампании. ЖДВ восстановили более 18 км верхнего строения пути, проложили десятки километров контактной сети, линий связи и электроснабжения, а также реконструировали мосты через реки Аксай, Большой Шаудон, Сунжа, Прорва, Терек, Белка и Джалка. В 1997 году войска ускоренными темпами завершили строительство железнодорожной линии Кизляр – Карлан-Юрт протяжённостью 79 км. Тем самым Дагестан был выведен из транспортной блокады, возобновилось движение поездов из Москвы и других городов на Махачкалу и Баку.

В период обострения отношений с Украиной и в целях обеспечения устойчивого и независимого движения поездов в южном направлении было решено построить железнодорожную линию Журавка – Миллерово. Железнодорожные войска успешно справились с поставленной задачей. В период 2015–2017 годов была построена двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяжённостью 136,9 км в стороне от государственной границы России и Украины.

С 2018 по 2022 год Железнодорожные войска участвовали в ликвидации последствий наводнения в Дальневосточном федеральном округе и паводков в Алтайском крае, в тушении и ликвидации пожаров в Центральной России, Иркутской области и Республике Хакасия, спасали людей, оказывали помощь по сбору нефтепродуктов в Керченском проливе, ликвидации последствий стихийного бедствия в Крымске Краснодарского края и Керчи Республики Крым.

1 июня 2020 года в Мурманской области в результате половодья было размыто основание опоры железнодорожного моста через реку Кола между станциями Выходной и Кола Октябрьской железной дороги. Произошло обрушение двух пролётных строений моста. Происшествие приостановило грузовой и пассажирский потоки в столицу Заполярья. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и указаниями министра обороны Российской Федерации для восстановления железнодорожного сообщения были направлены военнослужащие железнодорожных войск ЗВО. Движение поездов на повреждённом участке было восстановлено раньше установленного срока.

В начале 2022 года в ходе специальной военной операции личный состав сводного подразделения 39-й ождбр ЮВО успешно выполнил задачу по оказанию помощи в расчистке русла Северо-Крымского канала и ремонту гидротехнических сооружений на участке канала от Херсона до Армянска в Крыму. К выполнению этой задачи было привлечено более 190 человек личного состава и более 70 единиц техники.

Дамба, перекрывающая водоток и поступление воды на полуостров Крым из реки Днепр, была демонтирована с помощью взрыва. Военные железнодорожники выполнили большой объём работ по очистке канала от деревьев и кустарников, которые успели вырасти в русле. Для восстановления проектных отметок канала использовали специальную технику. В ходе выполнения работ русло Северо-Крымского канала на протяжении 8,2 км было расчищено от загрязнённого песка, мусора и мелколесья. Бетонно-грунтовая дамба освобождена от 7,5 тысячи куб. м мусора. Для регулирования водотока на гидротехнических сооружениях канала произведены выемка, ремонт, установка и перекладка 16 заслонок. Все работы были завершены в установленный срок, и вода снова потекла на Крымский полуостров.

На современном этапе Железнодорожные войска имеют продуманную, эффективную организационно-штатную структуру, состоящую из органов управления, соединений, воинских частей и организаций. Все части и соединения войск являются частями постоянной готовности.

История Железнодорожных войск хранит много ярких и героических страниц, свидетельствующих о беззаветной преданности личного состава Родине, верности воинскому долгу. И в настоящее время военнослужащие ЖДВ продолжают это доказывать.

С началом СВО Железнодорожные войска приступили к выполнению своих задач по штатному предназначению. Солдаты и офицеры войск с достоинством и на высоком профессиональном уровне выполняют стоящие перед ними задачи, проявляют мужество и героизм.

Сегодня Железнодорожные войска находятся на новом витке развития и совершенствования. Проводившаяся в течение последних лет работа по техническому перевооружению, созданию и внедрению новых машин и механизмов, перспективных технологий позволила более чем в два раза повысить энерговооружённость Железнодорожных войск.

В этот день мы с особой благодарностью вспоминаем наших предшественников, которые самоотверженным ратным трудом завоевали славу Железнодорожным войскам.

Поздравляю военнослужащих и ветеранов с Днём Железнодорожных войск!

Желаю крепкого здоровья и дальнейших успехов в деле укрепления оборонного и экономического могущества России!

Олег КОСЕНКОВ, генерал-лейтенант, начальник Главного управления Железнодорожных войск

«Красная звезда», 6 августа 2024 года

http://redstar.ru/173-goda-na-vernom-puti/
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама