Фильм режиссёра Александра Столпера «Жди меня», снят по мотивам произведений Константина Симонова
Художественный фильм 1943 года «Жди меня» снят режиссером А. Столпером и рассказывает о Великой Отечественной войне по дням и минутам: 4 июля 1941 года встретились замечательные люди, веселые друзья, а 29 августа самолет, в котором они летели на задание, сбила фашистская зенитка. Нет эпических батальных сцен, но есть любовь, преданность, вера и верность.
Картина снята по произведениям Константина Симонова на Объединенной киностудии художественных фильмов в Алма-Ате в самый разгар Великой Отечественной. Но, как бы ни был велик талант фронтовика Симонова – писателя, поэта, журналиста, достоверность не была бы такой сто процентной без участия проникновенной Валентины Серовой, в роли Лизы, и невероятно лучистого Бориса Блинова, в роли ее мужа летчика Ермолова. Борис Владимирович Блинов, больше известный по роли Фурманова в кинофильме «Чапаев», снимался в этой картине, будучи смертельно больным. Он умер от тифа через несколько дней после премьеры.
В фильме звучат стихи и песни. Вот только песни Матвея Блантера на стихи Константина Симонова «Жди меня» нет. А песня в те годы была невероятно популярна, благодаря популярности стихотворения Константина Симонова, посвященного Валентине Серовой. Каждый считал, что эти слова сказаны про него и для него. Стихотворение печатали на открытках, даже солдаты во вражеских окопах переводили его на немецкий язык. Сценарий этого фильма, кстати, Симонов тоже специально написал для Серовой.
В фильме звучат и стихи Андрея Апсолона, поэта, актера, который после войны стал режиссером. Он сыграл роль раненого стрелка-радиста, и, наверное, это было не трудно – Андрей Николаевич накануне сам был тяжело ранен на фронте.
Большие друзья: летчик Николай Ермолов, военный фотокорреспондент Михаил Вайнштейн, сосед Николая и Лизы Алексей Панов с женой – смеются, шутят и поют. Но, какие бы эти товарищи не были замечательные, хозяйка, Лиза Ермолова, спровадила их из дома, чтобы побыть с мужем наедине еще чуть-чуть. А потом еще пять минут, но и они кончаются. Он уходит, разбив «на счастье» тарелку.
Летчик Ермолов срочно вылетает на разведывательное задание, самолет сбивают фашисты, летчики, приземлившись на поляне, укрылись в заброшенной избушке и решили обороняться. Перед последним боем командир приказал фотографу Вайнштейну доставить разведданные командованию и попросил отдать письмо жене. Михаил с пистолетом, в котором всего один патрон, пробирается к своим через линию фронта.
Выполнив приказ, он доставил Лизе весточку от мужа, который написал только два слова: «Жди, вернусь». А шансов не было. И верная Лиза осталась в Москве дожидаться любимого. Она отказалась эвакуироваться, устроилась на оборонный завод. Работницы копали на подступах к Москве окопы, устраивая по вечерам девичники. А вот соседка снизу – девичники не любила. Она, не дождавшись мужа, принялась устраивать личную жизнь. А сосед Андрей Панин возьми, да и вернись.
Из оставшихся в избушке летчиков уцелел только Ермолов. Его откопали из могилы партизаны. Поправившись, он стал начальником штаба в партизанском отряде. В Москве все, в том числе и друзья, считали Николая погибшим. Не хотела в это верить только жена. Однажды фотографа Мишку Вайнштейна опять направили в тыл врага. Лиза, узнав об этом, дала ему письмо для мужа. И пусть друзья уже помянули его, она все не верила в смерть. Михаил конверт взял и попросил только одно: чтобы она, если и он не вернется – тоже не верит в то, что его больше нет.
Фотограф отправляется в партизанский отряд и там неожиданно в начальнике штаба узнает своего друга. Пользуясь случаем, Николай посылает весточку жене. Но самолет, в котором улетел Михаил Вайнштейн, сбили – у чудес есть одна досадная особенность, они не происходят регулярно. Корреспондент погибает, отстреливаясь из пулемета, словно иллюстрируя другое стихотворение Симонова: «С “лейкой” и блокнотом». Доходит письмо до своего адресата или нет – не известно. Скорее всего, нет.
Миша погибает, ведь его никто не ждал. Это друга Николая ждала в Москве верная жена Лиза, а в партизанском отряде опекала – безо всякой надежды на взаимность – юная партизанка Паша, то ли Полина, то ли Прасковья. Эту роль исполнила актриса, навсегда оставшаяся в сороковых, очаровательная Елена Сипавина.
Фотограф Миша Вайнштейн, в исполнении Льва Свердлина, очень важный персонаж, как важен был для Константина Симонова прототип этого героя, Михаил Бернштейн, военный фотокорреспондент, погибший в 1941-м. В своем романе «Живые и мёртвые» Симонов вспоминает о том, как Миша, не сумев выбраться из немецкого окружения, смертельно раненый, уничтожает отснятые фотоматериалы и письма, которые вез в Москву.
Фильм по роману «Живые и мёртвые» снял через двадцать лет после их первой совместной работы тот же Александр Столпер. Александр Борисович был довольно плодовитым режиссером и сценаристом, достаточно вспомнить, что его «Путевка в жизнь» – первый советский звуковой фильм. Но лишь каждую четвертую его картину можно отнести к вершинам кинематографа, среди них, кроме вышеназванных, «Парень из нашего города» и «Повесть о настоящем человеке».
Ну, а летчик Ермолов возвращается домой, встречает жену, которая, не смотря ни на что, ждала его все это время, разговаривала с его портретом. Вера и верность – фильм об этом.
материалы