1 октября 1943 года в Свердловской области открылись первые общеобразовательные школы для обучения работающих подростков (с 1944 года – школы рабочей молодёжи)

С началом Великой Отечественной войны сложилась ситуация, при которой многие юноши и девушки, не закончив образования, уходили на производство. Кроме того, в первый период войны школы взрослых почти повсеместно были закрыты.

В общеобразовательных школах взрослых СССР в 1940 году без отрыва от производства училось 768 тыс. человек, из них в начальных – 107 тыс., в семилетних – 551 тыс. и в средних – 110 тыс.

По РСФСР количество учащихся в школах взрослых в начале 1941–1942 учебного года уменьшилось почти в 36 раз по сравнению с предыдущим годом (11 тыс. учащихся против 392,3 тыс.)

В Свердловской области по предварительным подсчетам в 1942–1943 учебном году работающих на производстве подростков школьного возраста и не имеющих образования было более 50 тыс. человек, из них в Нижнем Тагиле – 10 тыс. человек, в Первоуральске – около 10 тыс., в Кушве – 2 тыс.

Необходимость обеспечивать семьи заставляла школьников уходить из учреждений образования. Руководили школ в документах заносили этих учащихся в появившуюся в дни войны графу «ушедшие на производство».

Однако действовал и не был отменен закон о всеобуче. В Свердловской области 10 класс в 1942–1943 учебном году окончило только 4185 человек, что составляло 1,5% учащихся, остальные ушли на производство.

В Асбесте на заводе № 1, как отмечалось в источнике почти весь рабочий класс «на подставках стоит». В Свердловске фабрика «Уралобувь» стала молодежной. Рабочая сила – один старец, а все остальные – молодежь.

Учащимся, оканчивающим учреждения ФЗО, присваивали на предприятии 8 разряд. Объём образования ФЗО – шесть классов. При этом чертежи такие работники читать не умели. Таким образом, речь шла о создании системы школ для подростков, работавших на предприятиях. После вступивших в силу документов правительства, каждый завод, каждое предприятие получило соответствующий приказ об организации этих школ. При приёме в школу учитывали всех детей в возрасте с 12 до 17 лет включительно.

В 1942-1943 учебном году в школах подростков по Свердловской области обучалось около 8 тыс. учащихся. 15 июля 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятии». Школы открывались с 1 октября 1943 года. В городах и рабочих поселках стала создаваться сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, желавших без отрыва от работы продолжать свое образование. Согласно данному постановлению продолжительность учебного года определялась в 48 недель при 9 учебных часах в неделю (3 дня по 3 часа) и количество учащихся в каждой группе не более 20 человек.

Обучение подростков, работавших на производстве, проводилось по программам 5–10 классов неполной и средней школы.

Огромную роль в деле привлечения подростков к занятиям в ШРМ И ШСМ сыграли в годы войны комсомольские организации страны.

В июле 1943 года Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», где предложило местным комсомольским комитетам способствовать созданию всех условий для работы школ рабочей и сельской молодёжи: подыскивать и благоустраивать школьные помещения, обеспечивать их необходимым оборудованием, заниматься комплектованием континентов учащихся, организацией их питания, снабжением школьными принадлежностями, осуществлять систематический контроль за посещаемостью уроков и уровнем успеваемости.

Одними из первых этот почин поддержали комсомольские организации Уральского региона. В частности, по решению Свердловского обкома ВЛКСМ почти все комсомольские организации промышленных предприятий провели собрания, конференции, вечера с целью привлечения работающих подростков к учебному процессу. Положительным примером в этом отношении могла служить деятельность комсомольской организации одного из крупнейших заводов станы – Уралмаша, в цехах и общежитиях которого проводились собрания на тему «Каждому молодому уралмашевцу – среднее образование».

Комсомольцы области собрали среди населения 1970 книг, изготовили в промкомбинатах и артелях 1,1 тыс. карандашей, 1,1 тыс. ручек, 730 чернильниц и другие письменные принадлежности. Вопросы о вечерних школах сельской молодёжи дважды обсуждались на заседаниях облисполкома и один раз на бюро обкома ВЛКСМ.

Большой проблемой школ рабочей и сельской молодёжи был большой отсев учащихся в течение года. За три первых учебных года в школах рабочей и сельской молодёжи в конце учебного года оставалось только половина из принятых учащихся в начале года. К большому отсеву учащихся привела объективная ситуация по Свердловской области в просвещении, в частности материальное содержание школ рабочей и сельской молодёжи, а также причины, носившие субъективной характер – отношение руководителей городских и сельских районных исполкомов Советов депутатов трудящихся к обучению молодёжи, и причинам личного характера обучающихся.

С конца 1943 года и до конца войны имело место увеличение количества ШРМ и учащихся в них. В школах сельской молодёжи ситуация исправилась только в 1945–1946 учебном году. Тем не менее школы сельской и рабочей молодёжи стали эффективным средством обучения работающей молодёжи в суровые годы Великой Отечественной войны.

 Источник:

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30085/1/irdso_2014_66.pdf

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама