11 октября 1936 года выдал первую продукцию Уральский вагоностроительный завод

Решение о строительстве вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле было принято в августе 1925 года пленумом Уралобкома Всероссийского Совета профсоюза рабочих-металлистов. Строительство завода началось в годы второй пятилетки, и 11 октября 1936 года был выпущен первый тяжёлый железнодорожный вагон.

В конце 1941 года на базе Уралвагонзавода расположились эвакуированные Харьковский паровозостроительный и Бежицкий сталелитейный заводы. В декабре 1941 года начал свою работу Уральский танковый завод имени Коминтерна: первый эшелон танков был отправлен на фронт уже в конце декабря. До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 25 266 известных Т-34 (каждый второй танк этой модификации, принявший участие в боевых действиях). Помимо танков УТЗ № 183 дал фронту массу других оборонных изделий. Цех артиллерийских передков обеспечил ими полный выпуск 122-мм гаубиц и 76-мм полковых пушек. 10 августа 1944 года УТЗ доложил о сборке 50-тысячного передка, после чего выпуск продолжался еще год.

В течение всей войны изготовлялись детали ракетных снарядов М-13, в 1941–1943 годах – авиабомбы и бронекорпуса ИЛ-2. Последних успели сделать 3882 штуки, то есть каждый девятый штурмовик был «одет» в тагильскую броню.

После войны предприятие осталось оборонным и выпускало в дальнейшем танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации. С 1974 года завод производит танк Т-72 - один из лучших танков второй половины XX века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.

Выпуск вагонов после войны был также возобновлен. В 1950-1980-е годы специалисты завода разработали новые модификации вагонов, а также изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, широко использующихся в различных отраслях промышленности.

27 августа 2007 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 1102 «Об открытом акционерном обществе «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Поначалу УВЗ пришлось взять на себя восстановление прошедших через банкротство Челябинского тракторного завода и Омского завода транспортного машиностроения. Финансовая и технологическая помощь потребовалась и многим другим предприятиям корпорации.

Вложение сил и средств полностью себя оправдало. За 14 лет существования объединения Уралвагонзавод, опираясь на совокупную его мощь, организовал серийные модернизацию и новое производство самых современных машин для армии России:

модернизированных танков Т-72Б3,

боевых машин поддержки танков БМПТ,

танков Т-90М «Прорыв» как вновь построенных, так и модернизированных из машин 1990-х годов;

танков нового поколения Т-14 на платформе «Армата».

Что касается железнодорожных вагонов, то предприятие выпускает сегодня широкую номенклатуру инновационного подвижного состава. Последний более специализирован и не всегда пригоден для военной техники. Но когда в 2010-х годах российская армия начала маневры по массовой переброске войск на дальние расстояния, то заказ на разработку специальных платформ получил именно Уралвагонзавод. Его изделия способны перевозить боевые машины весом до 65 т, а выдвигающиеся торцевые аппарели позволили производить погрузку-выгрузку в полевых условиях.

За десятилетия работы Уралвагонзавод построил более 100 тыс. танков. Еще в 2011 году с его конвейера сошел миллионный вагон; сегодня дорабатываются еще две сотни тысяч.

Уралвагонзавод был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации.

Уралвагонзавод 13 сентября 2021 (первым в стране!) за большой вклад в создание новой специальной техники, укрепление обороноспособности страны и высокие показатели в производственной деятельности награжден Почётным знаком Российской Федерации «За успехи в труде».

Источники:

Календарь краеведа. Краткая летопись события уральской истории.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3962340/pub_607da5e2eeb946664fb60453_607dd8b58498887071ea1910/scale_1200

https://nvo.ng.ru/armament/2021-10-07/1_1161_ural.html

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама