До войны 92 % марганца в СССР получали на Украине, в Никополе, и в Чиатуре, в Грузии. В 1939 году фашистская Германия развязала Вторую Мировую войну, в воздухе запахло порохом, немецкие войска вплотную приблизились к нашим границам. Руководство СССР прекрасно понимало уязвимость источников стратегического сырья, расположенных в центре страны, поэтому на XVIII съезде ВКП(б) было принято решение о развитии горнорудной промышленности на Урале и в Сибири, в том числе и добычи марганцевых руд. Тогда-то и вспомнили о Полуночном месторождении и уже к концу 1939 года были составлены проекты его эксплуатации.
В 1940 г. началась детальная разведка и определено место разработки рудника, тогда же, совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б), было принято решение о строительстве железной дороги Ивдель – Полуночное.
Первые работы по добыче марганцевой руды на месторождении были начаты в августе 1941 года, когда уже вовсю шла война. Добытую на руднике руду возили машинами на железнодорожную станцию Ивдель по лежнёвой дороге.
По свидетельствам очевидцев, руду в карьере добывали вручную и, хотя работы велись круглосуточно, объёмы были небольшими. Точно также не были механизированы и все погрузочные работы, руду в железнодорожные вагоны грузили носилками.
Резкое повышение добычи марганца произошло поздней осенью 1941 года, когда в Полуночное из Днепропетровской области был эвакуирован трест «Никополь-Марганец». Вместе с работниками предприятия в Ивдель прибыли 170 железнодорожных вагонов с горнопромышленным оборудованием, что значительно снизило процент ручного труда и повысило объём добычи руды.
Однако перевозка от рудника до станции по-прежнему осуществлялась автомобилями, что сильно сдерживало отгрузку. До конца 1941 года на заводы удалось отгрузить всего 6035 тонн руды, которая послужила основой для производства доменного ферромарганца на Кушвинском метзаводе, а с ноября на – Магнитогорском металлургическом комбинате.
Параллельно с разработкой рудника начались работы по строительству железной дороги. Первое время рабочие двигались со скоростью 5-10 км в час, так как земляное полотно, отсыпанное зимой начало давать просадку, деформируя шпальную решётку.
Для обеспечения движения, на всём протяжении пути, в течение нескольких месяцев, постоянно работали бригады по восстановлению железнодорожного полотна. С вводом железной дороги ежемесячная отгрузка руды достигла 25-28 тысяч тонн.
А всего за годы войны в Полуночном добыли 935 тысяч тонн марганцевой руды.
Добыча и отправка марганца на заводы Урала находилась под жестким контролем Ставки Верховного Главнокомандования. Фронту нужны были танки, а без марганца не было броневой стали.
Трудовой подвиг и вклад в победу работников Полуночного рудника трудно переоценить.
3 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны 46 рабочих и ИТР рудника были награждены орденами и медалями.
Но вот война закончилась, и потребность в марганце, в больших объёмах отпала.
Начиная с 1955 года планы по добыче руды стали постепенно сокращаться. Окончательно работы были свёрнуты в 1962 году, а летом 1964 года были затоплены недостроенные шахты № 7 и № 8.
Информация о том, что существовало, когда то, такое месторождение Полуночное, осталась только в XII томе монументальной монографии «Геология СССР», вышедшей в 1969 году.
Источники:
https://nashural.ru/article/istoriya-urala/polunochnoe-rudnik-strategicheskogo-znacheniya/
материалы