18 декабря 1941 года Уралвагонзавод собрал свой первый танк Т-34

Автор: ГАУ СО "РЦПВ"

Свою историю Уралвагонзавод ведет с 1931 года, когда в рамках Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса началась масштабная стройка вагоностроительного завода, рассчитанного на ежегодный выпуск 54 тысяч вагонов разных типов. Уже 11 октября 1936 года был запущен вагоносборочный конвейер, с которого сошли первые большегрузные вагоны. Именно этот день считается официальным днем рождения Уралвагонзавода.

Несмотря на незавершенные строительные работы и недостаточное количество квалифицированных рабочих и инженерных кадров, с первого дня эксплуатации Уральский вагоностроительный завод выполнял самые масштабные задачи.

Здесь в тридцатые годы впервые в отечественной практике получили применение новейшие достижения мирового вагоностроения: саморазгружающиеся полувагоны, литая тележка на роликоподшипниках, безбандажные литые чугунные колеса Гриффина, автосцепное устройство, полный переход от клепаных конструкций рамы и кузова к сварным. Только за предвоенный период тагильское предприятие выпустило 35 тысяч вагонов, что составило больше, чем выпустили все вагоностроительные заводы Советского Союза за годы первой и второй пятилеток.

13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод №183.

Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек.

В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности нижнетагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76.

В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод № 183 отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.

На Уральском танковом заводе, помимо тридцатьчетверок, выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолетов. За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 35 тысяч танков.

Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера нижнетагильского предприятия.

За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.

За организацию массового производства танков, самоотверженный труд рабочих и конструкторов, их огромный вклад в Великую Победу Уралвагонзавод был награжден тремя высокими правительственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени в 1942 и 1943 годах и орденом Отечественной войны I степени в 1945 году.

 Источники:

https://oborona.ru/includes/periodics/maintheme/2016/0920/185119367/detail.shtml

https://wagon-cargo.ru/news/uralvagonzavod-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:
Похожие материалы
Все материалы
Первый искусственный спутник земли был запущен 4 октября 1957 года на 5-м научно-испытательном полигоне Министерства обороны СССР «Тюратам».
Памятные даты октября
Вопрос патриотического воспитания является одним из самых обсуждаемых и проблемных в российском обществе в целом и Вооруженных Силах России, в частности.
Создание музея было обусловлено тем, что в годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил были эвакуированы представители технической и творческой интеллигенции из блокадного Ленинграда и оккупирован
Награда была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года.
Первый турбогенератор станции был пущен 28 сентября 1944 года
После начала Великой Отечественной войны из Ленинграда в Новоуткинск был эвакуирован цех сварочных машин и аппаратов «Электрик». В августе 1941 года сюда прибывают первые эшелоны с оборудованием.
Инициатива комсомольцев Уралмаша нашла широкий отклик среди молодежи, трудящейся на предприятиях Среднего Урала.
3-я гвардейская стрелковая дивизия была преобразована из 153-й стрелковой дивизии, отличившейся в боях под Ельней...
Орденом Ленина награжден Невьянский машиностроительный завод. Ордена Ленина был удостоен и Высокогорский механический завод в Нижнем Тагиле...