9 февраля 1904 года - Бессмертный подвиг крейсера «Варяг»

Автор: ГАУ СО "РЦПВ"

10 мая 1898 года на верфи «Крамп и сыновья» в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным - кроме новых котлов Никлосса, его конструкция содержала большое количество инноваций. 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду.

 8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили стрельбой из 37 мм револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.

День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой. Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении. Но Всеволод Федорович Руднев, командир «Варяга», не принял ни одного из предложений, ожидая более благополучного развития событий.

Увы, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского - Talbot, французского - Pascal, итальянского - Elba и американского - Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией, и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности.

Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.

В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь…

За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных. На «Варяге» горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов.

Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба «Варяга» превратилась в страшное зрелище.

Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, «Варяг» все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и «Кореец». Получив критические повреждения, «Варяг» описал широкую циркуляцию в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд.

«…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем невиданного сражения, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»

Уцелевшие матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Канонерская лодка «Кореец» потерь среди личного состава не имела.

Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.

В.Ф. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде.

Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде.

В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбрасывая детали за борт.

Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский «Тэлбот» принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский «Паскаль».

Командир канонерской лодки «Кореец», капитан II ранга Г.П. Беляев, несмотря на все предостережения англичан, взорвал канонерскую лодку, оставив японцам на память лишь груду металлолома.

Матросы с русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.

В апреле 1904 года экипажи кораблей прибыли в Петербург.

Моряков приветствовал Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.

Командир корабля и офицеры были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины - знаками отличия Военного ордена 4-й степени. Капитан I ранга В.Ф. Руднев, помимо ордена, получил звание флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный».

Кстати, после заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить В.Ф. Руднева за подвиг «Варяга». Сам командир крейсера не хотел принимать награду от противной стороны, но Николай II лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.

5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи.

В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и сел на мель у западных берегов Шотландии, около деревни Лендалфут в заливе Ферт-оф-Клайд, Ирландское море, и от буксировки пришлось отказаться.

С 1923 года разбирался на месте. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями.

К 1925 году то что не было разобрано, затонуло, часть впоследствии взорвано.

Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. Отважный и отчаянный шаг моряков был отмечен учреждением специальной награды для матросов «Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо», а также бессмертными песнями «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и «Плещут холодные волны».

О подвиге моряков крейсера не забыли. 8 февраля 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо Указом Президиума Верховного Совета СССР медалями «За отвагу» было награждено 15 ветеранов крейсера «Варяг»:

Бакалов, Василий Фёдотович

Войцеховский, Адольф Доминикович

Залидеев, Дмитрий Степанович

Крылов, Степан Давыдович

Кузнецов, Прокофий Максимович

Крутяков, Василий Иванович

Капленков, Иван Ефимович

Калинкин, Макар Евдокимович

Кузнецов, Александр Ильич

Мазурец, Лукьян Григорьевич

Поликов, Пётр Егорович

Семёнов, Фёдор Фёдорович

Чибисов, Тихон Прокофьевич

Шкатник, Андрей Иванович

Ярославцев, Иван Фёдорович.

Медали морякам вручал лично Главком ВМС СССР Н.Г. Кузнецов.

9 августа 1992 года был открыт памятник командиру крейсера В.Ф. Рудневу в селе Савине (Заокский район Тульской области), где он был похоронен после кончины в 1913 году. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг».

В 2009 года после продолжительных переговоров с корейской стороной, в Россию привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», хранившиеся ранее в запасниках музея Ичхона, а 11 ноября 2010 года мэр Ичхона передал российским дипломатам гюйс крейсера. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле.

 https://topwar.ru/12318-bessmertnyy-podvig-kreysera-varyag.html

https://histrf.ru/read/articles/podvigh-krieisiera-variagh-event

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:
Похожие материалы
Все материалы
Памятные даты октября
Вопрос патриотического воспитания является одним из самых обсуждаемых и проблемных в российском обществе в целом и Вооруженных Силах России, в частности.
Создание музея было обусловлено тем, что в годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил были эвакуированы представители технической и творческой интеллигенции из блокадного Ленинграда и оккупирован
Награда была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года.
Первый турбогенератор станции был пущен 28 сентября 1944 года
После начала Великой Отечественной войны из Ленинграда в Новоуткинск был эвакуирован цех сварочных машин и аппаратов «Электрик». В августе 1941 года сюда прибывают первые эшелоны с оборудованием.
Инициатива комсомольцев Уралмаша нашла широкий отклик среди молодежи, трудящейся на предприятиях Среднего Урала.
3-я гвардейская стрелковая дивизия была преобразована из 153-й стрелковой дивизии, отличившейся в боях под Ельней...
Орденом Ленина награжден Невьянский машиностроительный завод. Ордена Ленина был удостоен и Высокогорский механический завод в Нижнем Тагиле...
В 1945 году советские войска участвовали в четырех Парадах Победы. 1-й: 4 мая в Берлине,... 4-й: 16 сентября в Харбине в честь победы над Японией.