К вопросу о воспитании защитника Отечества

Автор:ГАУ СО "РЦПВ"

Вопрос патриотического воспитания является одним из самых обсуждаемых и проблемных в российском обществе в целом и Вооруженных Силах России, в частности. Сегодня воспитание патриота и гражданина означает воспитание защитника Отечества, а не просто «эксплуатационщика вооружения и техники».

Вообще, российская образовательная традиция коренным образом отличается от западноевропейской. В основе русской школы всегда было воспитание подрастающего поколения, а в основе западноевропейской – обучение, а именно, обучение ремеслу (узкая специализация). Русские всегда больше заботились о духе и нравственном неприятии неблаговидных поступков, европейцы – о соблюдении норм и законодательно установленных правил поведения. Советская школа, в целом восприняла национальную гуманистическую традицию. Все мы хорошо знаем, какой вклад внесли выдающиеся советские педагоги (Макаренко, Сухомлинский) в теорию и практику воспитания.

Формирование защитника Отечества в России осуществлялось в разные периоды по-разному. Так, был период (правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны), когда властителем дум полководцев был Фридрих Великий с его палочной дисциплиной. В русской армии положение стало меняться к лучшему с появлением таких полководцев, как Салтыков, Румянцев, Суворов.

Перед Суворовым стояла проблема: как сделать из рекрута-новобранца не просто солдата, а русского солдата, т.е. необходимо было отказаться не только от прусской «палки», но и от пассивности и оборонительности. Фактически Суворов взялся решать задачу формирования характера русского воина, основных черт его личности. Сам генералиссимус описывает этот характер так: «(Он) весьма смел без запальчивости, деятелен без суетности, подчиняется без низости, начальствует без фанфаронства, побеждает без гордыни, твёрд без упрямства, скромен без притворства…Честь и честность составляют его особенные качества».

В Русской армии всегда существовало единство взглядов офицеров по ряду принципиально важных позиций, которые касались вопросов чести, долга, товарищества и достоинства офицерского звания. Офицеров называли «белая кость», офицерский корпус считался одной из самых привилегированных групп населения. Традиционно связанные с этой профессией представления о чести, достоинстве, благородстве обеспечивали высокий престиж офицера в русском обществе. Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом нравственных качеств.

Лучшие традиции русского воинства нашли свое отражение в «Кодексе Чести русского офицера», который вырабатывался на протяжении 3-х столетий и являлся по сути дела сводом моральных и этических норм. В кодексе отмечалось, что офицер «есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее». Воинская честь в Кодексе определялась как «внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение».

Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением. «Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством с представителями всех классов общества, причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию, не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты».

Русскому офицеру предписывалось бывать только в тех обществах, где «господствуют добрые нравы», воздерживаться от посещения сомнительного рода заведений, не увлекаться вином или азартными играми, не предпринимать никаких действий, могущих бросить тень на него лично, а тем более на весь корпус офицеров.

А вот с какими словами обращался к кадетам и юнкерам великий князь Михаил Павлович, долгое время руководивший военно-учебными заведениями Российской империи: «Помните всегда, что настоящая честь военного человека состоит в благородном поведении».

Подлость, двуличие, криводушие, нарушение взятых на себя обязательств были нетерпимы в офицерской среде. Фраза «даю слово офицера» считалось сильнейшим моральным обязательством, и нарушить данное слово значило раз и навсегда погубить свою репутацию. «Верность слову, не только клятве, всегда отличала офицера. Измена слову, фальшь – низость, недостойная звания его», – отмечалось в военной публицистике XIX – начала XX вв. Генерал-лейтенант Э.Ф. Свидзинский утверждал: «Слово офицера должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства – пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят офицерское звание и не могут быть терпимы». С понятием офицерской чести было абсолютно несовместимо угодничество перед начальством, подобострастие, трусость, сокрытие правды или доносительство. Александр Суворов писал: главное качество офицера – «готовность жертвовать собой во имя общего блага; способность жить для других, поборов в себе личные интересы и страсти. Победи себя и будешь непобедим!»

Вся история страны доказывает превосходство нашей воспитательной традиции перед западной. Непобедимость нашей армии, способность народа выживать и восстанавливаться в критические периоды истории – разве это не доказательство?

В связи с отменой советской идеологии в образовательной политике страны образовался некий вакуум, отсутствие чётких ориентиров. И вот появляются новые образовательные концепции. Так, бывший министр образования А.Фурсенко следующим образом определил цель проводимой реформы школы: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить (внимание!) квалифицированного потребителя».

Действительно, принятая в современном мире образовательная концепция направлена на обучение, прежде всего, узкопрофильного специалиста. Получается, что важнее всего обучить человека, дать ему навыки ремесла, сделать его потребителем и обывателем. Происходит подмена понятий. Воспитание сегодня воспринимается как инструмент обучения. Фактически, мы приняли западную образовательную модель. На первый взгляд, всё логично, но возникает вопрос: а как при таком подходе воспитать гражданина и патриота?

Нынешнее поколение молодых людей воспитывалось уже в постсоветское время, когда произошло изменение системы ценностей. В общественном сознании даже появились сомнения в целесообразности воспитания патриотизма. Молодые люди начали свою жизнь в стране, в которой практически полностью отсутствовала система духовно-нравственных ценностей, поощрялся крайний индивидуализм – надо жить для себя. Родина там, где тебе сытнее.

Этим мгновенно воспользовались идеологические противники нашего государства. Образовавшийся идейный вакуум быстро стал заполняться поставляемой извне информацией, разрушающей национальное самосознание. Рыночная идеология, массовая культура с её культом насилия, эгоизма, секса, проповедование деструктивных религиозных учений – вот далеко не полный перечень инструментов духовно-нравственного разложения российского общества. В итоге общество перестали интересовать проблемы личности, в ответ на это личность стала агрессивной к самому обществу, что вызвало всплеск преступности, наркомании, терроризма.

Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, автомобили, хорошую одежду, праздное времяпрепровождение, свободные сексуальные отношения. На телевидении и в печатных изданиях продолжает иметь место тенденциозное освещение российской истории. Значительная часть информации, находящейся в открытом доступе в интернете, наносит стране огромный вред.

Известный русофоб З.Бжезинский утверждал: «Новый мировой порядок при гегемонии США создаётся против России, за счёт России и на обломках России». Почему США и Европа с завистью и вожделением смотрят в сторону России, хорошо известно. Россия занимает более 17 млн. квадратных километров (20% суши). Средняя плотность населения в мире на сегодняшний день составляет 45 человек на квадратный километр. В Германии – 235, в Японии – 334, в Южной Корее – 468, в Китае – 173. В России же средняя плотность населения не превышает 9 человек.

В так называемом «Плане Даллеса» говорится: «У нас нет строгого чередования периодов войны и мира: мы должны достичь наших целей в мирное время». В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой информации. Информационное оружие является источником непосредственной опасности для человечества, ведь оно способно изменить сознание людей, заставить их неадекватно воспринимать реальность и совершать гибельные для себя поступки. Подросток помимо агрессии, страха, получает ложную и очень опасную информацию об устройстве мира. В его подсознании прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка как такового, об отсутствии в мире добра. В результате дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность проявления доброты. Появление агрессивных молодежных течений, создание сайтов суицидальной направленности напрямую связано не только с неблагополучием в семьях, но и с массированным воздействием на подростков агрессивной и патологической информации, получаемой через телевидение и компьютеры.

Поэтому сегодня, как неоднократно подчёркивал в своих выступлениях Президент РФ, формирование здорового патриотизма в широких массах является одной из первоочередных задач дальнейшего укрепления и развития нашей страны, обеспечения её национальной безопасности, патриотизм является важнейшим фактором мобилизации и сплочения народа.

Выполнение этой задачи возможно лишь в том случае, если будет целенаправленно и методично создаваться система патриотического воспитания, отвечающая требованиям современной социально-политической ситуации. И, безусловно, эта система должна вобрать в себя все эффективные методы и технологии из российской, советской и мировой практики.

В Государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы”, в выступлениях Президента РФ говорится о необходимости:

- противодействовать внедрению в сознание российской молодёжи чужих цивилизационных ценностей, развенчании американского представления, будто их образ жизни является рецептом усовершенствования всего мира;

- поднять дух нации, возбудить в молодёжи гордость за героическое прошлое России и веру в её лучшее будущее. это основной инструмент решения стратегической задачи – образования российской, и прежде всего титульной русской нации, отвечающей вызовам и угрозам XXI века;

- всемерно пропагандировать полные семьи, миссию отцовства и материнства, объяснять подмену понятия гражданского брака, зарегистрированного в органах государственной власти, понятием сожительства, а по существу – блудом без обязательств друг перед другом.

Сегодня даже за рубежом понимают ущербность такого подхода с точки зрения обеспечения национальной безопасности. В военно-учебных заведениях США реализуется программа воспитания будущих офицеров под наименованием «Цельная личность». В результате воспитания должен сформироваться патриот – человек, безоговорочно принимающий духовно-нравственные устои общества, и гражданин – человек, беспрекословно выполняющий законы этого общества. Таким образом, мы возрождаем нашу национальную патриотическую традицию.

Подлинный патриотизм, по мнению Л. Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородино французская армия потерпела нравственное поражение – наше войско выстояло благодаря духу и патриотизму. И. Тургенев писал: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». А Покрышкин признавался: «Самым главным, самым священным для меня был долг перед Родиной».

Согласно утверждению русского философа Ильина, сама идея Родины предполагает в человеке начало духовности. Искренняя душа, чистое и благородное сердце – вот качества настоящего патриота.

Ещё Аристотель писал, что главная задача воспитания – благородство, всё благородное, а не скотское, так как ни волк, ни какое другое животное не пойдет навстречу красивому риску, только лишь благородный человек. Благородство и достоинство идут рядом. Человек, обладающий этими качествами, адекватно воспринимает свою ценность. Высокая самооценка проявляется не в самолюбовании, а в самоуважении и вере в собственные силы.

Уважение к людям, умение жертвовать своими интересами, душевная щедрость, понимание ценности добра – в этом заключается гуманная сущность воспитания. Решив жить по нравственным законам, человек чувствует себя более свободным: его больше не заботит шум и суета толпы. Он выбрал свой путь и преодолевает его с достоинством, он самодостаточен и сам отвечает за свои поступки. Такая смелая и твердая позиция позволяет с уверенностью смотреть в завтрашний день. В слове «благородство» и «благотворитель» один корень «благо». Людьми милосердными всегда была богата Россия. И сегодня вовлечение наших суворовцев в различные благотворительные проекты должно стать одним из важных направлений воспитания.

Мы провели экспресс-опрос суворовцев для выявления их мотивации к волонтерской деятельности. Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства опрошенных суворовцев самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие, как оказание помощи нуждающимся (55%), желание действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями и неравнодушие к людям (22%), желание получить новые знания и навыки (20%), расширить круг общения (3%).

В условиях нестабильной жизни наблюдается тенденция роста числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и детей – сирот. В нашем городе среди многих есть детский дом «Гнёздышко», центр реабилитации «Лювена», школа для детей с ограниченными возможностями «Эверест». Суворовцы стремятся проявить внимание к воспитанникам, проводят с ними свободное время, организуют для них праздники, концерты, делают игрушки.

Тем самым суворовцы помогают ребятам преодолеть барьеры, воздвигнутые недугом, и почувствовать себя счастливыми. Такое общение полезно не только нашим подшефным, но и суворовцам, т.к. формирует навыки самостоятельной деятельности, умение принимать решения в нестандартных ситуациях. Изменяется в лучшую сторону и их отношение к жизненным трудностям, укрепляются волевые качества.

Вовлекая суворовцев в общественно полезную деятельность, организуя воспитательную работу гражданско-патриотического и духовно-нравственного содержания, мы тем самым снимаем перекос в сторону обучения.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что формирование будущего защитника Отечества – это, прежде всего, приобщение молодых людей к национальным духовным ценностям и формирование характера: благородства, долга, ответственности, достоинства.

Агалакова Ольга Александровна, педагог-организатор Екатеринбургского суворовского военного училища

#Екатеринбург #Регпроект_Патриотика66 #Свердловскаяобласть #МинобрСвО #МыУральцы #РЦПВ96 #ПАТРИОТ96

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:
Похожие материалы
Все материалы
В 1942 году среди ивдельчан прозвучал призыв расширить маленький музей и превратить его в действующий центр краеведения.
Медаль «За оборону Советского Заполярья» вручалась бойцам самого северного фланга советско-германского фронта
Именно в этот день 81 год назад Красная Армия начала контрнаступление под Москвой по широкому фронту от Калинина (ныне – Тверь) до Ельца
Михаил Ильич Кошкин – советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34
Впервые День неизвестного солдата в нашей стране отметили в 2014 году
Памятные даты декабря
Выдающийся советский полководец, дважды Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Ленина, Маршал Советского Союза
Многие годы жизни Георгия Жукова связаны со Свердловской областью.
Победой в Синопской бухте русский флот получил полное господство в Черном море и сорвал планы высадки десанта турок на Кавказе.
Фильм, снятый в период 1942-1943 гг., рассказывает об истории промышленности Урала и о вкладе промышленных предприятий Урала в дело борьбы с гитлеровской Германией.