8 июля 1941 года был опубликован первый за время Великой Отечественной войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза

Автор: ГАУ СО "РЦПВ"

Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали летчики младшие лейтенанты Здоровцев Степен Иванович, Жуков Михаил Петрович и Харитонов Петр Тимофеевич.

 Здоровцев Степан Иванович - командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил тракторно-механическую школу. После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях.

Вскоре Здоровцева выдвинули на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года его послали учиться в Астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года. Вместе со своим одногруппником М.П. Жуковым Здоровцева направили служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, базировавшийся на аэродроме Кресты в городе Пскове. Там он особенно тщательно принялся за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде.

Ранним утром 22 июня 1941 года 158-й истребительный авиационный полк был поднят по тревоге. В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Истребители прикрывали от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта. Здоровцев в первых боях зарекомендовал себя мужественным и талантливым лётчиком-истребителем.

27 июня 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на перехват летящего в направлении нашего аэродрома вражеского самолёта. Обнаружив фашистский бомбардировщик, Здоровцев атаковал его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня 1941 года группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков «Ю-88» в сопровождении истребителей «МЕ-109». Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом воздушном бою Здоровцев полностью израсходовал боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропускать фашистский самолёт, лётчик решился таранить его. Форсируя двигатель, Здоровцев подошёл снизу под хвост бомбардировщика и срубил винтом хвостовое оперенье «Юнкерса». Ему удалось удержать в полёте свой повреждённый И-16, в то время как, переваливаясь с крыла на крыло, падал «Юнкерс». Выбросившихся с парашютом фашистских лётчиков взяла в плен наша пехота. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа на этом же самолёте вылетел на новое задание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, и в этом бою Здоровцев погиб.

Похоронен в братской могиле в городе Псков.

Награждён орденом Ленина.

На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани, и Волгограде - улицы. В 1975 году именем Героя названа улица в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В городе Астрахань установлен памятник Герою. Также его носят школы во многих населённых пунктах страны.

Приказом Министра Обороны СССР С.И. Здоровцев навечно зачислен в списки воинской части.

 Жуков Михаил Петрович - лётчик 3-й эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (41-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 10 ноября 1917 года в деревне Ружбово ныне Череповецкого района Вологодской области в семье крестьянина. Русский. В 1930 году окончил начальную сельскую школу в селе Покров. Затем учился в неполной средней школе в селе Абаканово. В 1931 году поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием в 1933 году. В качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент. В январе 1934 года направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества. С сентября того же года работал слесарем на Ярославском шинном заводе. Одновременно учился в ФЗУ при резино-астбестовом комбинате. По окончании ФЗУ получил 4 разряд (высший для учеников) и поступил на работу в электроцех шинного завода. Осенью 1936 года по комсомольской путёвке направлен в аэроклуб.

В Красной Армии с ноября 1938 года. В октябре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище. В училище освоил самолёты Р-5, УТИ-4, И-16. Вместе со своим одногруппником С.И. Здоровцевым направлен в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Свой первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 11.00.

29 июня 1941 года Михаил Жуков дежурил на аэродроме. В 5.40 над аэродромом показалось двенадцать вражеских бомбардировщиков Ju-88. В составе восьмёрки истребителей И-16 под командованием лейтенанта В. Иозицы М.П. Жуков вылетел на перехват. Решительной атакой наши истребители нарушили строй вражеских самолётов. Те начали беспорядочно сбрасывать бомбы и разворачиваться на свою территорию. Но один бомбардировщик решил незаметно прорваться к аэродрому и сбросить на него бомбы. Жуков устремился за ним. Немецкий стрелок открыл огонь, но несколькими очередями советский лётчик заставил его замолчать. Следующей очередью он поджёг немецкий бомбардировщик, который задымил и стал снижаться. Жуков догнал его, подошёл сзади на расстояние 50 метров и нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - патроны кончились.

Тогда Жуков решил пойти на таран. Он бросил свой истребитель в пике на врага. Пытаясь оторваться со снижением, «юнкерс» упал в Псковское озеро в 15-и километрах западнее города Остров. Михаил Жуков произвёл посадку на своём аэродроме. Это был его третий боевой вылет.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 542) младшему лейтенанту Жукову Михаилу Петровичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года.

Воевал в небе Ленинграда. Член ВКП(б) с 24 июля 1941 года. 3 сентября 1941 года он в паре с П. Шестаковым сбил Me-110. Затем сопровождал транспортные самолёты, прикрывал порты на Ладожском озере, Волховскую ГЭС. Был ранен. В конце 1941 года освоил истребитель P-40E. 3 декабря у мыса Осиновец сбил 2 вражеских самолёта. За отличные действия при разгроме финского десанта на Ладожском озере награждён орденом Красного Знамени.

Утром 12 января 1943 года в начале прорыва блокады Ленинграда командир звена 158-го истребительного авиаполка (13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) старший лейтенант Жуков М.П., прикрывая наземные войска в районе посёлка Московская Дубровка, вступил в бой с 9-ю немецкими истребителями. В разгар боя в бензобак попал снаряд и самолёт Жукова взорвался...

Всего совершил 286 боевых вылетов, в 66-и воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов лично и 5 - в группе.

Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (20 января 1943 года, посмертно).

Бюсты Героя установлены в Ярославле возле школ №2 (работы скульптора В.А. Мошкина), у здания ПТУ №7 и в Абаканове, мемориальная доска на здании школы №14 Череповца и СПТУ-1 села Шухободь Череповецкого района Вологодской области. Его имя носят улицы в Ярославле и Череповце. Навечно зачислен в списки работников Ярославского шинного завода. Имя Героя увековечено на мемориальной доске, установленной на здании Ярославского аэроклуба.

 Харитонов Пётр Тимофеевич - лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево ныне Моршанского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил среднюю школу. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков имени Серова А.К. в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

28 июня 1941 года в 13.00 комсомолец Петр Харитонов вылетел в составе звена И-16 под командованием лейтенанта Д.Н. Локтюхова в свой первый боевой вылет на отражение налёта бомбардировщиков Ju-88 на город Остров Псковской области. В самый разгар боя Харитонов отсёк от группы один бомбардировщик и решил его уничтожить. Вскоре у него кончились боеприпасы. В это время стрелок «юнкерса» открыл огонь и повредил маслосистему И-16. Но истребитель ещё управлялся, и Харитонов решил не выходить из боя. Он зашёл в хвост бомбардировщику и оказался в мёртвой зоне. Чтобы расстрелять врага в упор достаточно было одной очереди, но пулемёты молчали. Тогда он прибавил скорость и винтом своего истребителя нанёс удар по рулю глубины. «Юнкерс» неуклюже перевалился на нос и стал падать. Харитонов следил за ним до тех пор, пока тот не взорвался. Только одному члену «юнкерса» удалось выпрыгнуть с парашютом, и он был взят в плен. Из-за погнутого руля истребитель охватила тряска, но он продолжал слушаться рулей. Тогда Харитонов решил не покидать повреждённой машины и произвёл посадку на своей территории. После смены винта самолёт вновь был готов к вылету.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 543) Харитонову Пётру Тимофеевичу присвоено 8 июля 1941 года, одному из первых в Великой Отечественной войне.

25 августа 1941 года младший лейтенант Харитонов вылетел в паре с лейтенантом Иозицей на перехват вражеских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду. В районе деревни Зайцево Ленинградской области была обнаружена группа бомбардировщиков He-111. При приближении истребителей противник попытался скрылся в облаках, но уйти ему не удалось. При выходе из облаков бомбардировщики были атакованы.

Огнём из бортового оружия Харитонов поджёг один «хейнкель». Тот, круто развернувшись, попытался уйти. Тогда Харитонов дал по врагу ещё одну очередь, и тот вспыхнул ещё сильнее. Фашистский лётчик резко бросил самолёт в сторону, сбил пламя, и снова попытался уйти. Харитонов быстро настиг его и зашёл для атаки сзади. Он намеревался ударить винтом по хвосту, но воздушная струя от винтов «хейнкеля» отбрасывала истребитель вправо.

Тогда, чтобы не упустить врага, Харитонов накренил самолёт и левой плоскостью отсёк кусок крыла бомбардировщика. При таране пострадал и истребитель, и Харитонов воспользовался парашютом. Немецкие лётчики тоже выбросились на парашютах и оказались выше Харитонова. Они открыли по нему огонь из пистолетов. Советский лётчик, подтянув стропы, увеличил скорость снижения. Его ведущий надёжно прикрывал его. На земле немцы били взяты в плен нашими пехотинцами. За этот подвиг младший лейтенант Харитонов награждён орденом Ленина.

В сентябре 1941 года в воздушном бою Харитонов был тяжело ранен. Вернулся в строй только в 1944 году. Воевал до конца войны в частях ПВО. Всего за время войны в воздушных боях сбил 14 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Был заместителем командира дивизии. С 1955 года полковник Харитонов - в запасе. Жил в городе Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года. Похоронен в Донецке.

Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

  

Всего же в годы Великой Отечественной войны звания Герой Советского Союза было удостоено 11 525 человек (по другим данным - 11 418 челловек). Из них дважды - 104, трижды - 3 (маршал Г.К. Жуков, летчики-истребители И.Н. Кожедуб, А. И. Покрышкин).

 http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=279

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=466

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=365

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:
Похожие материалы
Все материалы
Первый искусственный спутник земли был запущен 4 октября 1957 года на 5-м научно-испытательном полигоне Министерства обороны СССР «Тюратам».
Памятные даты октября
Вопрос патриотического воспитания является одним из самых обсуждаемых и проблемных в российском обществе в целом и Вооруженных Силах России, в частности.
Создание музея было обусловлено тем, что в годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил были эвакуированы представители технической и творческой интеллигенции из блокадного Ленинграда и оккупирован
Награда была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года.
Первый турбогенератор станции был пущен 28 сентября 1944 года
После начала Великой Отечественной войны из Ленинграда в Новоуткинск был эвакуирован цех сварочных машин и аппаратов «Электрик». В августе 1941 года сюда прибывают первые эшелоны с оборудованием.
Инициатива комсомольцев Уралмаша нашла широкий отклик среди молодежи, трудящейся на предприятиях Среднего Урала.
3-я гвардейская стрелковая дивизия была преобразована из 153-й стрелковой дивизии, отличившейся в боях под Ельней...
Орденом Ленина награжден Невьянский машиностроительный завод. Ордена Ленина был удостоен и Высокогорский механический завод в Нижнем Тагиле...