Евгений Оскарович Патон

Евгений Патон родился 4 марта 1870 года в Ницце (Франция). По другим источникам родился 5 марта. Отец – Оскар Петрович Патон (1823-1893), русский консул в Ницце, в прошлом военный инженер, капитан лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона. Мать – Екатерина Дмитриевна Патон (в девичестве Шишкова), дочь штабс-ротмистра. Дед – Петр Иванович Патон, генерал от инфантерии, был сенатором Российской империи.

Евгений Патон сначала получал домашнее образование с учителями, которые приходили для уроков на консульскую виллу. По традиции все сыновья в роду заканчивали Пажеский корпус. Там же учились его старшие братья.

Однако Евгения тянуло к точным наукам, и отец поддержал его стремления. Мальчика отдали сначала в седьмой класс реальной гимназии в Германии в Штутгарте. Потом учился в Бреслау, куда его отца перевели из Ниццы тоже консулом. В 1894 году окончил Дрезденский политехнический институт в Германии, инженерное отделение, известное своей мостостроительной научной школой.

В 1896 году окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Там же преподавал в 1899-1904 годах. Затем переехал в Киев – его пригласил профессор Зворыкин. В 1904-1938 годах преподавал в Киевском политехническом институте, затем в Киевском строительном техникуме железнодорожного транспорта (ныне Киевский транспортно-технологический колледж).

Страстью Патона были мосты. В 1909-1911 годах по его проекту построен Мухранский мост через Куру в Тифлисе (в 1966 году мост перестроен).

В 1925 году по проекту Евгения Патона в Киеве был создан Мост имени Евгении Бош – с использованием фрагментов прежнего Николаевского цепного моста, взорванного польскими интервентами, однако с совершенно новой конструкцией. Евгений Оскарович Патон создал свою школу мостостроителей. «Меня привлекают не сами по себе точные науки, а возможность их практического применения. Абстрактные числа и формулы – не для меня. Другое дело – увидеть, как эти формулы и ряды цифр воплощаются в строительных конструкциях», – говорил Евгений Оскарович.

В 1929 году основал в Киеве сварочную лабораторию и Электросварочный комитет. В 1929-1933 годах руководил Сварочным комитетом и лабораторией сварки, на базе которых в 1934 году был создан Институт электросварки. В 1929-1938 годах Евгением Патоном проведён ряд первичных исследований прочности и эксплуатационной надёжности сварных конструкций. В этот период Евгений Оскарович Патон сформулировал основные положения по технологическим основам дуговой сварки.

В 1934 году Евгений Патон создал в Киеве Институт электросварки АН УССР, директором которого оставался до конца жизни. Евгений Оскарович впервые в мире разработал комплексную программу развития сварочного производства.

Во время Великой Отечественной войны вместе с институтом Е.О. Патон был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил.

В 1941-1943 годах Евгений Оскарович разрабатывает технологию сварки специальных сталей, исследует физические основы горения дуги под флюсом, свариваемость металлов, руководит работами по созданию производства сварных труб, сосудов, машин различного назначения, создаёт новый класс сварных конструкций.

Под его руководством в оборонную промышленность внедрены оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков, бомб. Внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков Т-34 в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183 (г. Нижний Тагил), а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом.

Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.

В послевоенные годы возглавил исследования по созданию научных основ сварки и широкому внедрению сварки в промышленность, созданию и внедрению поточных сборочно-сварочных линий. Был автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов.

Среди них – один из крупнейших мостов мира: расположенный в Киеве цельносварной мост через Днепр, известный в настоящее время как Мост Патона. Его начали проектировать еще до войны. Евгений Оскарович предложил доработать проект и при изготовлении металлоконструкций применить разработанное в ИЭС автоматическое сваривание под флюсом. Предложение было принято, и киевский Наводницкий мост должен был стать первым в мире мостом, в котором сварка швов выполнялась бы автоматами.

В 1941 году были произведены первые элементы прогонных сооружений, но война оборвала эту работу.

Патон вернулся к ней только в 1946 году. Работы по сооружению пятипрогонного цельносваренного автодорожного моста через пролив реки Неман были завершены лишь в ноябре 1953 года.

До его открытия Патон не дожил три месяца. В 1946-1953 годах был депутатом Верховного Совета СССР. Умер 12 августа 1953 года. Похоронен в Киеве на мемориальном Байковом кладбище.

В 1954 году на могиле установлен надгробный памятник из бронзы и гранита работы архитектора А. М. Милецкого. Имя Евгения Оскаровича Патона носит Научно-исследовательский институт электросварки, основу коллектива которого составляют его ученики, Днепропетровский техникум сварки и электроники.

Во многих городах есть улицы, названные в честь Евгения Оскаровича Патона. В честь Евгения Оскаровича Патона назван астероид 2727 Патон, открытый 22 сентября 1979 г. Н. С. Черных.

Мемориальная доска в честь Евгения Оскаровича Патона открыта на проходной института ЦНИИТМАШ в Москве.

 https://stuki-druki.com/authors/Paton-Evgeniy-Oscarovich.php

https://reda1ien.livejournal.com/9124.html

https://мультимедиа.минобороны.рф/files/morf/military/files/frontline_newspapers/kz_02031943.pdf

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: