Герой Социалистического Труда Лаврентий Давыдович Попков

Попков Лаврентий Давыдович – дорожный мастер Сольвычегодской дистанции пути Северной железной дороги, Архангельская область.

Родился 18 августа 1912 года в деревне Гулева Рудня (или Гуляево) Речковской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии (ныне не существует, территория Ветковского района Гомельской области Белоруссии). Из многодетной (10 детей) крестьянской семьи. Белорус.

Был старшим ребёнком в семье. В школе не учился, потому что рано пришлось начать трудовую деятельность, помогая родителям вести собственное хозяйство и поднимать на ноги младших детей в условиях малоземелья. В середине 1920-х годов вместе с семьёй переехал на жительство в Туринский район Ирбитского округа (упразднён в 1930 году) Уральской (с 1934 года – Свердловской) области.

С 1928 года работал лесорубом в уральских лесах, а с 1931 года – на Пермской железной дороге (с 1936 года – железная дорога имя Л.М. Кагановича), где начинал в качестве рабочего пути. Благодаря прирождённому трудолюбию и смекалке стал со временем квалифицированным специалистом по содержанию и ремонту пути. Окончил курсы ликбеза (ликвидация безграмотности у населения), а затем, с отличием, двухгодичные курсы путевых бригадиров.

С 1936 года – бригадир ремонтных рабочих на участке станции Провал Свердловск-Сортировочной дистанции пути железной дороги имени Л.М. Кагановича (в 1939 году разукрупнена; с 1943 года – Свердловская железная дорога).

С началом Великой Отечественной войны участвовал в восстановлении разрушенных железнодорожных путей. Как опытный специалист-путеец, в декабре 1942 года был переведён на работу в город Котлас Архангельской области бригадиром в Сольвычегодскую дистанцию пути Северо-Печорской (с 1947 года – Печорской) железной дороги (существовала до 1959 года, когда вошла в состав Северной железной дороги), которая была сдана в эксплуатацию в июне того же года. С января 1943 года работал в должности дорожного мастера 12-го околотка дистанции при станции Черёмуха.

Железнодорожный путь, по которому шли воркутинский уголь, нефть, лес и другие богатства Севера для обеспечения необходимым сырьём промышленности сражающейся страны, достраивался в трудных условиях военного времени. Земляного полотна практически не было. Рельсы укладывались в шахматном порядке, на рельсовое звено приходилось 15-16 шпал. Водоотводных устройств не было, поэтому требовались огромные усилия, чтобы обеспечить безопасность движения поездов. И это Лаврентию Давыдовичу удавалось. В бригаде путейцев работали женщины и подростки, но мастер обладал даром организатора, умел работать с людьми в экстремальных условиях, находил нужные слова, был внимательным к женщинам, добрым наставником молодым ремонтникам. Не хватало средств механизации, инструментов – и при этом ему удавалось содержать отличном состоянии путь, обеспечивающий безопасность движения.

 В 1946 году вступил в ВКП(б)/КПСС. После войны принял активное участие в масштабных работах по реконструкции пути: укладка новых путей, смена рельсов, уплотнение земельного полотна, удлинение станционных путей, замена стрелочных переводов. Всё это делалось без ограничения перевозочного процесса.

Неизменно показывая образцы самоотверженного и высокопроизводительного труда, Л.Д. Попков добился высоких производственных показателей при выполнении плановых заданий по развитию народного хозяйства страны. За успехи, достигнутые в выполнении заданий шестого пятилетнего плана (1956–1960) перевозок, развития и технической реконструкции железнодорожного транспорта, Лаврентий Давыдович был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Имея большой опыт работы в путевом хозяйстве, много усилий он приложил к повышению профессионального мастерства рабочих и производительности труда, обеспечению безопасности движения поездов, а также повышению бытовых условий путейцев. Его 12-й околоток стал своеобразной школой для многих молодых рабочих треста, а 1963 году, седьмым по счёту, был удостоен звания коллектива коммунистического труда. Почётного звания «Ударник коммунистического труда» был удостоен и сам дорожный мастер Попков, который настойчиво и целенаправленно шёл к вершинам профессионального мастерства, окончив Котласскую техническую школу (ныне – Котласский учебный центр Северной железной дороги). По делам, которые были сделаны, его участок по праву можно было назвать первым во всей дистанции: так, только к ноябрю 1963 года на 50 тысяч рублей было выполнено сверх плана капитальных работ, 3, 5 тысячи рублей сэкономлено.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железных дорог Попкову Лаврентию Давыдовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Активно участвовал в движении наставничества, воспитав десятки высококвалифицированных специалистов по ремонту пути: его трудовую школу прошли будущие руководители Сольвычегодской дистанции пути B. C. Раздобурдин, П. Ф. Юданов, Л. И. Ярыгин.

Работал в Сольвычегодской дистанции пути Северной железной дороги (награждена в 1968 году орденом Трудового Красного Знамени) до выхода на пенсию 31 декабря 1968 года, после чего переехал на жительство в город Свердловск (с 1991 года – Екатеринбург), где инженером-экономистом в Свердловском проектном институте теплоэнергетики работал сын Николай.

Умер 8 декабря 1992 года. Похоронен на Западном кладбище Екатеринбурга.

Награждён орденами Ленина (04.08.1966), Трудового Красного Знамени (01.08.1953), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (16.07.1951). Отмечен нагрудными знаками «Почётный железнодорожник» (1949, 1960) «Отличный путеец», «Ударник коммунистического труда».

В Котласе на здании Сольвычегодской дистанции пути (посёлок Вычегодский, улица Энгельса, 42) установлена памятная доска.

 Источники:

https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=16089

https://ru.wikipedia.org/wiki/Попков,_Лаврентий_Давыдович

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: