Герой Советского Союза Григорий Яковлевич Бахчиванджи

Бахчиванджи Г.Я. родился 7 февраля (20 февраля) 1908 года в станице Бриньковская, Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Бахчиванджи были по происхождению греки.

Трудовую деятельность он начал в 1925 году с литейной мастерской. Работал и помощником машиниста на станции Ахтари, затем - слесарем на строительстве металлургического завода имени Владимира Ильича.

В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над ВВС Красной армии и комсомолец Бахчиванджи Г.Я., добровольно попросился в авиацию, тем самым выполняя постановление съезда.

В 1931 году он окончил школу младших командиров и вслед за ней школу техников по авиавооружению; в 1932 году вступил в ряды КПСС. В 1933 году Григорий Яковлевич окончил авиатехническое училище и подал рапорт в Оренбургскую лётную школу с просьбой о зачислении.

В 1935 году Г.Я. Бахчиванджи после окончания Оренбургской школы пилотов, прибыл в полк, для прохождения службы.

За образцовый показ техники пилотирования и отличные знания авиационной техники летчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на летно-испытательную работу. Сначала летчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, летчик добровольно уходит на фронт в составе 402 иап, сформированного на базе НИИ ВВС, летчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолета и 3 в составе группы.

В середине августа 1941 года отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого советского ракетного истребителя БИ-1.

20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел взрыв. Струя азотной кислоты под давлением, попала на лицо Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Григорий Яковлевич ударился головой о приборную панель и сильно рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, вернувшись из госпиталя, с еще большей усердностью включился в работу.

15 мая 1942 года Г.Я. Бахчиванджи выполняет первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем. Полет был произведен с аэропорта «Кольцово» в Свердловске (ныне Екатеринбурге).

Бахчиванджи Григорий Яковлевич погиб 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полета.

Изначально тайна гибели Г.Я. Бахчиванджи была засекречена, лишь только через несколько лет спустя ее рассекретили.

При испытаниях в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым в то время, летчики не умели. Оно было изучено на практике инженером-летчиком А.Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронили Г.Я. Бахчиванджи под городом Свердловском (ныне – Екатеринбург) – на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года, прокладывая путь человечеству в новое. Первый покоритель космоса, лётчик-космонавт СССР Юрий Гагарин скажет о нем: «Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

 https://www.grekomania.ru/greek-articles/greeks-in-russia/219-grigorij-yakovlevich-bahchivandzhi

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=25828

 

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: