Герой Советского Союза Виктор Антонович Барковский

Барковский Виктор Антонович - лётчик 591-го истребительного авиационного полка (36-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО территории страны), младший лейтенант.

Родился 28 ноября 1919 года во Владивостоке в семье крестьянина. Русский. С 1932 года жил в Свердловске (ныне Екатеринбург). Окончил неполную среднюю школу и аэроклуб. Работал лётчиком-инструктором.

В рядах Красной Армии с 1940 года. Окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Младший лейтенант Барковский В.А. к маю 1942 года произвёл 96 боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон.

20 мая 1942 года вылетел на перехват вражеского разведчика Ju-88, фотографировавшего военные объекты в городе Ельце Липецкой области. Атаковал «юнкерс» над городом. Пулемётными очередями заставил немца маневрировать и тем самым сорвал фотосъёмку. Стрелки "юнкерса" отвечали огнём. Вскоре удалось поджечь вражеский самолёт. Тот развернулся и направился к линии фронта. К этому времени закончились боеприпасы. Тогда отважный лётчик приблизился к «юнкерсу» вплотную и направил свой самолет на его фюзеляж. Сам погиб при таране.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за исключительный героизм и самопожертвование во имя Родины младшему лейтенанту Барковскому Виктору Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен в городе Ельце на площади Революции.

Награждён орденом Ленина (14.021943, посмертно).

Мемориальные доски установлены на зданиях школы № 17 в городе Екатеринбурге и завода тракторных гидроагрегатов в Ельце.

 http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=527

 ...Не за всякий таран летчику давали Героя, а Барковскому дали

 В безоблачном голубом небе выкрашенный в голубой цвет «МиГ-3» практически не виден. И все-таки за отчаянной его дуэлью с «Юнкерсом» следил весь Елец. Бой шел прямо над городом. Самолеты оставляли отчетливые инверсионные следы.

В высокой глубине возникал мгновенный чертеж поединка. Жесткая белая прямая — это немцы уходили от погони и беспрерывных атак. Тревожная синусоида — от нашего упрямо раз за разом атакующего «МиГа».

 Когда схватка переместилась, удалилась то ли в сторону Чернавы, то ли Ливен, небесный чертеж, продержавшись часа полтора, медленно распушился и растаял.

А там, за пределами видимости, продолжался бой. Асы из легиона «Кондор» до последнего надеялись оторваться от настырного преследователя. Вон же она, оккупированная зона, рукой подать, всего-то пара десятков километров — и они спасены. Только «МиГ» не отставал от них ни на миг. Даже израсходовав боезапас, летчик не взял курс на родной аэродром в Ельце.

...А после первого тарана Барковский чудом остался жив. И чудом сумел посадить свой израненный (пятьдесят две пробоины!) самолет с заглохшим мотором, пробитыми пневматиками на липецкий аэродром. Диагноз искалеченной машине ставил Владимир Кириллович Кравченко. Он же ее и лечил, быстро вернув «МиГ» в строй.

Так закончился первый таран Виктора. Неудачный. Обидный. Тогда летчик самолюбиво сказал боевым друзьям-товарищам: в следующий раз немец от меня не уйдет!

Следующий раз случился через месяц. К тому времени самолет Виктора перевели на елецкий аэродром. И наступило 20 мая...

...Бой с «Юнкерсом» завязался вблизи станции Дон. Немецкий самолет атаковала наша пара — Товстоногов и Барковский. «МиГ» Товстоногова получил повреждение. Виктор остался один на один с врагом.

Что произошло дальше, когда самолеты исчезли из поля зрения Кравченко и всех остальных, кто, беззвучно молясь за товарища, наблюдал поединок с елецкого военного аэродрома?

Виктор решился на таран. Он ударил по «Юнкерсу» где-то вблизи левого мотора и сам в вертикальном пике врезался в землю. Останки героя извлекли с пятиметровой глубины и завернули в парашют. Погребли летчика на елецком кладбище.

Это — воспоминания командира эскадрильи Алексея Афанасьевича Зюзи. Однополчанин Барковского и Кравченко, он запомнил все до мелочи.

Зюзя привез прах Виктора в Елец и передал военному технику Кравченко на память личное оружие его командира. Но стрелять из того револьвера было нельзя. Ствол от удара о землю оказался загнут на пятнадцать градусов.

Не за всякий таран летчику давали Героя, — говорит Владимир Кириллович.

А Барковскому дали. Потому что он сбил не обычный самолет, а самолет-разведчик. Его экипаж добыл для германского штаба ценнейшую информацию. Но немецкие стратеги ее не получили.

...«Юнкерс» — из эскадрильи дальних разведчиков. Опытнейший экипаж. Вполне вероятно, что до Восточного фронта члены его отличились где-нибудь в Африке или Англии.

 На сей раз они как бы накинули на нашу территорию огромную невидимую петлю, пролетев Саратов, Куйбышев, Ртищев, Воронеж, Тамбов, Грязи. И засняли железнодорожные узлы, аэродромы, наиболее значительные скопления техники и живой силы.

«Сокол» (такой был позывной у Барковского) прервал полет разведчика, по сути, в самый последний момент. Немцы уже не сомневались, что ускользнули от русских безнаказанно.

После таранного удара «Юнкерс» получил сильные повреждения. Летчики сбросили лишний груз. Но это не помогло. И они кое-как приземлились, понимая: для них все кончено. Один из экипажа — оберлейтенант СС — застрелился. Еще один был убит при попытке сопротивления. Двое сдались в плен.

Жителю села неподалеку от Ливен Михаилу Григорьевичу Кудрявцеву в 1942-м было лет шестнадцать. Вместе со сверстниками двадцатого мая он работал в поле. И вдруг ребята увидели в небе два самолета — немецкий и наш. «МиГ» упал на левом берегу реки Куначик. «Немец» развернулся, но тут же тяжело рухнул на другом берегу.

Кудрявцев видел и слышал все. Как наши окружили самолет. Как оттуда раздалась и оборвалась пулеметная очередь. Как брали в плен немецких летчиков. Как откапывали ушедший в землю «МиГ», как Алексей Зюзя положил завернутое в парашют тело, вернее то, что от него осталось, в кабину «кукурузника».

Происходило это у села Кунач недалеко от Ливен...

 https://zen.yandex.ru/media/id/5c82451866134c00b3f55a90/ne-za-vsiakii-taran-letchiku-davali-geroia-a-barkovskomu-dali-5cbf791170da470224cb9294

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: