Михаил Иванович Драгомиров

20 ноября 1830 года родился Михаил Иванович Драгомиров - государственный и военный деятель, военный теоретик и педагог, генерал от инфантерии (1891), генерал-адъютант (1878).

Происходил из дворян Черниговской губернии. Образование получил в Дворянском полку, откуда в 1849 выпущен прапорщиком в л.-гв. Семеновский полк, в составе которого участвовал в Венгерском походе 1848-1849.

В 1854 в чине поручика поступил в Императорскую военную академию, после окончания которой по первому разряду был причислен к Генеральному штабу с назначением в Гвардейский генеральный штаб.

За отличные успехи в науках в 1857 произведен в штабс-капитаны. В 1858 был направлен за границу для изучения постановки там военного дела и в качестве наблюдателя при штабе сардинской армии принял участие в Австро-итало-французской войне 1859.

По возвращении в Россию произведен в капитаны и назначен адъюнкт-профессором в Николаевскую академию Генерального штаба по кафедре тактики.

С 1861 активно сотрудничал в российских военных журналах.

В «Обзоре Итальянской кампании 1859 года», напечатанном в «Инженерном журнале» за 1864 год, рассматривая значение нравственной стороны в военном деле, М.И. Драгомиров приходит к выводу о том, что «основной единицей в военном деле является человек». Эта идея впоследствии была сформулирована им следующим образом: «в военном деле, скорее волевом, чем умовом, на первом месте стоит человек с его нравственной энергией». Это положение считалось основой всего драгомировского учения о подготовке войск.

М.И. Драгомиров утверждал, что при низком уровне развития нравственной стороны в войсках «никакое совершенство техники не поможет». Иными словами, он требовал, чтобы, «стремясь к развитию и усовершенствованию техники боевого дела, прежде всего обращали внимание на воспитание нравственной стороны отдельного бойца и войсковой массы, с расчетом поставить ее на такую высоту, при которой они могут воспринять и применить в боевой обстановке ту более усовершенствованную технику, к которой приходится стремиться, чтобы обеспечить успех на войне».

В системе обучения войск М.И. Драгомиров настаивает на предпочтении «показа» рассказу, требует «обучения с боевыми патронами и зарядами», восстает против увлечения смотрами и парадами, против преобладания уставных требований в ходе тактической подготовки войск.

В 1861-1863 его слушателем по курсу тактики был наследник-цесаревич - будущий император Александр III. В декабре 1863 назначен профессором Академии по той же кафедре.

В апреле 1864 М.И. Драгомирова производят в полковники с назначением начальником штаба 2-й гвардейской кавалерийской дивизии; одновременно с исполнением новых обязанностей он продолжал профессорскую деятельность в Академии.

В июне 1866 был командирован военным агентом в прусскую армию на время Австро-прусской войны 1866. По возвращении с театра боевых действий продолжил службу в Академии, совмещая преподавательскую деятельность с членством в совещательном комитете Главного управления Генерального штаба.

В 1868 его производят в генерал-майоры, а в следующем году назначают начальником штаба Киевского военного округа.

В 1872 зачислен в Свиту Его Императорского Величества, а в 1873 принимает в командование 14-ю пехотную дивизию, во главе которой участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878.

Успешно командовал дивизией в ходе переправы через Дунай у Систово. В августе 1877 при обороне Шипки получил тяжелое ранение и был вынужден оставить действующую армию. За отличие в августе 1877 произведен в генерал-лейтенанты, а в следующем году пожалован в генерал-адъютанты.

В апреле 1878 М.И. Драгомиров был назначен начальником Николаевской академии Генерального штаба. Новый начальник Академии, более 11 лет возглавлявший ведущее военно-учебное заведение России и выступавший за внедрение в армии строгой законности и уставного порядка, ужесточил режим учебы и жизни слушателей академии. Однако это не только не мешало, но и стимулировало развитию творчества и инициативы среди слушателей и профессорско-преподавательского состава.

Под руководством М.И. Драгомирова было организовано проведение дискуссий по актуальным вопросам теории и практики, что способствовало превращению Академии в крупный центр российской военной науки. Уделяя значительное внимание организационной деятельности, он продолжал заниматься и научно-преподавательской работой.

Занимаясь с 1850-х гг. вопросами военной педагогики, М.И. Драгомиров придавал большое значение моральному фактору в войне и развивал идею А.В. Суворова учить солдата тому, что необходимо в бою.

«Суворовская «Наука побеждать» оставалась непонятой целых шестьдесят лет и была просто забыта. Я ее разъяснил, да еще, благодаря Суворову, открыл то, что до сих пор остается, к несчастью, непостижимым для большинства военных» - отмечал М.И. Драгомиров.

Выступал против муштры, за воспитание у солдат сознательного отношения к выполнению своих обязанностей, подчёркивал роль личного примера офицера.

«Нравственным развитием обусловливается существование прочной военной семьи, которую солдат любит и охотно принимает все ее обычаи. Офицер - не воинский чин только, но и общественный деятель; армия - не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной».

Исключительную роль М.И. Драгомиров отводил военной дисциплине и ратовал за внедрение в армии строгой законности, обязательной для всех военнослужащих. Много сделал для развития тактики стрелковых цепей.

Автор трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск. Написанный им в 1789 «Учебник тактики» служил более 20 лет основным пособием для обучения офицеров искусству тактики. Участвовал в разработке Полевого устава 1900.

В 1889 М.И. Драгомиров был назначен командующим войсками Киевского военного округа, а в августе 1891 произведен в генералы от инфантерии. С 1898 являлся также киевским, подольским и волынский генерал-губернатором. В 1899 назначен вице-президентом Николаевской академии Генерального штаба, а с 1903 - член Государственного совета.

Награжден орденами:

российскими - Св. Андрея Первозванного, Св. Владимира 1-й, 2-й, 3-й и 4-й ст., Св. Александра Невского с бриллиантами, Белого Орла, Св. Анны 1-й, 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 1-й и 2-й ст.;

иностранными: болгарским – Александра 1-й ст. с бриллиантами, бухарскими – Искандер Салис и Благородной Бухары 1-й ст., итальянским – Короны 1-й ст., прусским – Короны 2-й ст., румынским – Звезды 1-й ст., сардинским – Св. Маврикия и Лазаря 4-й ст., сербским – Такова 1-й ст. с мечами, шведским – Меча 3-й ст., французскими – Почетного Легиона 1-й и 2-й ст.

Заслуга М.И. Драгомирова перед русской армией состоит в том, что он «положил начало ее раскрепощению, указав новый путь, по которому ей следует идти, дабы не только сохранить, но и развить боевой дух и военные знания для ее дальнейшего поступательного движения по крутой лестнице военного искусства». В основу подготовки русской армии в мирное время легли положения Драгомирова, прочно обоснованные не только теоретически, но и со стороны практического боевого опыта.

 https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/heroes/USSR/more.htm?id=11849893%40morfHeroes

https://w.histrf.ru/articles/article/show/dragomirov_mikhail_ivanovich_n

https://topwar.ru/87496-k-185-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-mi-dragomirova-82011-18301528-101905.html

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: