Герой Советского Союза Александр Алексеевич Липилин

Липилин Александр Алексеевич – командир звена 41-го истребительного авиационного полка 7-й смешанной авиационной дивизии Северо-Западного фронта, старший лейтенант.

Родился 5 (18) января 1913 года в посёлке Рассказово, ныне город Тамбовской области, в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил семилетку в городе Каменское, ныне Днепродзержинск Днепропетровской области Украины. В 1931 году после окончания Каменского ФЗУ переехал в город Свердловск (с 1991 года – Екатеринбург), работал на строительстве «Уралмаша» (Уральский завод тяжёлого машиностроения), затем на заводе токарем, инструктором мотоотдела общества «Спартак».


В Красной Армии в 1934-1938 годах и с 1940 года. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир звена 41-го истребительного авиационного полка (7-я смешанная авиационная дивизия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Александр Липилин к октябрю 1941 года совершил 112 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника, сжёг на земле более 30 автомашин с боеприпасами, разрушил 4 переправы.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Липилину Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№677).

В 1942 году был направлен в формировавшуюся в городе Иваново Красноярскую воздушную трассу (КВТ) ВВС Красной Армии. В августе 1942 года было создано Управление КВТ и сформирована 1-я перегоночная авиационная дивизия (начальник Управления и одновременно командир дивизии – Герой Советского Союза полковник И.П. Мазурук). Перегоночная дивизия состояла из 5-и перегоночных авиаполков и транспортной эскадрильи.

А.А. Липилин служил в 3-м перегоночном полку, обслуживавший участок трассы от Сеймчана до Якутска, а также в 5-м перегоночном полку, обслуживавший участок трассы от Киренска до Красноярска. С января 1943 года был в должности командира эскадрильи, а с октября 1944 года – заместителем командира авиаполка №5.

После войны продолжал службу в ВВС СССР, с декабря 1949 года в должности командира авиаполка, с декабря 1951 года в должности заместителя командира авиадивизии, дислоцировавшейся на территории Польши, а с декабря 1952 года в должности командира этой дивизии.

В 1954 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1957 году – Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1961 года полковник А.А. Липилин – в запасе.

Жил в Москве. До 1984 года работал инженером в Опытном конструкторском бюро П.О. Сухого. Занимался разработкой технических инструкций по эксплуатации и обслуживанию реактивных самолётов и сверхзвуковых истребителей.


Скончался 27 февраля 2003 года. Похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

В 1942 году выдающийся советский живописец П.Д. Корин (1892-1967) написал портрет А.А. Липилина.


В городе Днепродзержинск перед проходной металлургического комбината установлена мемориальная доска.

Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама