1 ноября 1943 года состоялась премьера художественного фильма «Жди меня»

Фильм режиссёра Александра Столпера «Жди меня», снят по мотивам произведений Константина Симонова 


Художественный фильм 1943 года «Жди меня» снят режиссером А. Столпером и рассказывает о Великой Отечественной войне по дням и минутам: 4 июля 1941 года встретились замечательные люди, веселые друзья, а 29 августа самолет, в котором они летели на задание, сбила фашистская зенитка. Нет эпических батальных сцен, но есть любовь, преданность, вера и верность.

Картина снята по произведениям Константина Симонова на Объединенной киностудии художественных фильмов в Алма-Ате в самый разгар Великой Отечественной. Но, как бы ни был велик талант фронтовика Симонова – писателя, поэта, журналиста, достоверность не была бы такой сто процентной без участия проникновенной Валентины Серовой, в роли Лизы, и невероятно лучистого Бориса Блинова, в роли ее мужа летчика Ермолова. Борис Владимирович Блинов, больше известный по роли Фурманова в кинофильме «Чапаев», снимался в этой картине, будучи смертельно больным. Он умер от тифа через несколько дней после премьеры.

В фильме звучат стихи и песни. Вот только песни Матвея Блантера на стихи Константина Симонова «Жди меня» нет. А песня в те годы была невероятно популярна, благодаря популярности стихотворения Константина Симонова, посвященного Валентине Серовой. Каждый считал, что эти слова сказаны про него и для него. Стихотворение печатали на открытках, даже солдаты во вражеских окопах переводили его на немецкий язык. Сценарий этого фильма, кстати, Симонов тоже специально написал для Серовой.


В фильме звучат и стихи Андрея Апсолона, поэта, актера, который после войны стал режиссером. Он сыграл роль раненого стрелка-радиста, и, наверное, это было не трудно – Андрей Николаевич накануне сам был тяжело ранен на фронте.

Большие друзья: летчик Николай Ермолов, военный фотокорреспондент Михаил Вайнштейн, сосед Николая и Лизы Алексей Панов с женой – смеются, шутят и поют. Но, какие бы эти товарищи не были замечательные, хозяйка, Лиза Ермолова, спровадила их из дома, чтобы побыть с мужем наедине еще чуть-чуть. А потом еще пять минут, но и они кончаются. Он уходит, разбив «на счастье» тарелку.

Летчик Ермолов срочно вылетает на разведывательное задание, самолет сбивают фашисты, летчики, приземлившись на поляне, укрылись в заброшенной избушке и решили обороняться. Перед последним боем командир приказал фотографу Вайнштейну доставить разведданные командованию и попросил отдать письмо жене. Михаил с пистолетом, в котором всего один патрон, пробирается к своим через линию фронта.

Выполнив приказ, он доставил Лизе весточку от мужа, который написал только два слова: «Жди, вернусь». А шансов не было. И верная Лиза осталась в Москве дожидаться любимого. Она отказалась эвакуироваться, устроилась на оборонный завод. Работницы копали на подступах к Москве окопы, устраивая по вечерам девичники. А вот соседка снизу – девичники не любила. Она, не дождавшись мужа, принялась устраивать личную жизнь. А сосед Андрей Панин возьми, да и вернись.


Из оставшихся в избушке летчиков уцелел только Ермолов. Его откопали из могилы партизаны. Поправившись, он стал начальником штаба в партизанском отряде. В Москве все, в том числе и друзья, считали Николая погибшим. Не хотела в это верить только жена. Однажды фотографа Мишку Вайнштейна опять направили в тыл врага. Лиза, узнав об этом, дала ему письмо для мужа. И пусть друзья уже помянули его, она все не верила в смерть. Михаил конверт взял и попросил только одно: чтобы она, если и он не вернется – тоже не верит в то, что его больше нет.

Фотограф отправляется в партизанский отряд и там неожиданно в начальнике штаба узнает своего друга. Пользуясь случаем, Николай посылает весточку жене. Но самолет, в котором улетел Михаил Вайнштейн, сбили – у чудес есть одна досадная особенность, они не происходят регулярно. Корреспондент погибает, отстреливаясь из пулемета, словно иллюстрируя другое стихотворение Симонова: «С “лейкой” и блокнотом». Доходит письмо до своего адресата или нет – не известно. Скорее всего, нет.

Миша погибает, ведь его никто не ждал. Это друга Николая ждала в Москве верная жена Лиза, а в партизанском отряде опекала – безо всякой надежды на взаимность – юная партизанка Паша, то ли Полина, то ли Прасковья. Эту роль исполнила актриса, навсегда оставшаяся в сороковых, очаровательная Елена Сипавина.


Фотограф Миша Вайнштейн, в исполнении Льва Свердлина, очень важный персонаж, как важен был для Константина Симонова прототип этого героя, Михаил Бернштейн, военный фотокорреспондент, погибший в 1941-м. В своем романе «Живые и мёртвые» Симонов вспоминает о том, как Миша, не сумев выбраться из немецкого окружения, смертельно раненый, уничтожает отснятые фотоматериалы и письма, которые вез в Москву.

Фильм по роману «Живые и мёртвые» снял через двадцать лет после их первой совместной работы тот же Александр Столпер. Александр Борисович был довольно плодовитым режиссером и сценаристом, достаточно вспомнить, что его «Путевка в жизнь» – первый советский звуковой фильм. Но лишь каждую четвертую его картину можно отнести к вершинам кинематографа, среди них, кроме вышеназванных, «Парень из нашего города» и «Повесть о настоящем человеке».

Ну, а летчик Ермолов возвращается домой, встречает жену, которая, не смотря ни на что, ждала его все это время, разговаривала с его портретом. Вера и верность – фильм об этом.

https://cinema.pravda.ru/1159754-cinema/

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама