12 марта 1942 года первую продукцию выдал Каменск-Уральский литейный завод

6 июля 1941 года Народный комиссариат авиационной промышленности выпустил приказ о создании Каменск-Уральского литейного завода. Он создавался на базе производства авиационных колес, эвакуированного на Урал из Подмосковья и первоначально именовался филиалом Государственного Союзного завода № 120. Затем получил собственный номер 286.

На том месте, где сейчас находится городская типография и станция техобслуживания, в ноябре 1941 года стояли бараки. В первое время в них разместились службы управления завода №286 (КУЛЗ), позднее проживали прибывшие рабочие. Началось строительство завода и размещение всего литейного и механосборочного производства.

Первую продукцию – барабан и реборду для колеса военно-транспортного самолета Ли-2 – предприятие выпустило уже 12 марта 1942 года.

Всю войну завод снабжал авиационными колесами, тормозами, агрегатами управления тормозных систем сборочные производства, собиравшие крылатые машины, и непосредственно фронтовую авиацию. Завод обеспечивали изготовление и эксплуатацию легендарного легкомоторного ночного бомбардировщика У-2 (По-2), пикирующего бомбардировщика Пе-2, истребителя Ла-5, среднего и дальних бомбардировщиков Ту-2, Ил-4, Ил-6, Ер-2.

Уже в конце 1945 г. предприятие приступило к освоению большого количества изделий для новых самолетов, а спустя десятилетия – для вертолетов.

К середине 1950-х гг. завод выпускал более 60 наименований различной продукции, к концу 50-х гг. номенклатура выросла еще на 30%.

В 1964 г. КУЛЗ изготавливал более 40 видов авиационных колес. В это же время производил механизмы управления ракетной техникой – «рулевую машинку».

Большим шагом в развитии литейного производства в 1960-е годы стало освоение крупногабаритного тонкостенного литья для ракетостроения и внедрение технологии изготовления фрикционных биметаллических деталей для авиационных тормозов.

В 1970-е завод производил литейные заготовки для танкостроения: корпус и более 10 наименований деталей газотурбинного двигателя для танка Т-80.

Первая половина 1980-х годов на КУЛЗе отмечена резким подъемом производства. Освоено большое количество новых изделий, среди которых, в частнеости, колеса и агрегаты управления к одному из самых известных пассажирских лайнеров Ту-154 (в ряду самолетов, к которым имеет отношение КУЛЗ, также – Ту-134, Ил-86, Ил-96 300 (одна из модификаций которого – Ил-96 300ПУ – является президентским самолетом), Ил-114, Як-42, Ан-140, Ан-148 и многие другие).

В это же десятилетие завод освоил уникальную технологию литья выжиманием для производства литых заготовок из магниевых сплавов, а еще первым в России стал выпускать литые автомобильные диски. Характерной чертой восьмидесятых является и интенсивное промышленное и гражданское строительство. На заводе возведен крупный корпус № 5, вмещающий несколько цехов, различных лабораторий и заводоуправление, в городе – четырехэтажная поликлиника, жилье.

В 1990-е годы помимо авиационной продукции и автомобильных колес КУЛЗ производил изделия для топливно-энергетического комплекса: РАО «ЕЭС» (электротехнические устройства для воздушных линий) и Газпрома (регулирующую арматуру на газопроводы), а также широкий спектр товаров народного потребления.

В 1995 году завод стал акционерным обществом.

Начало 2000-х годов характеризуется спадом производства, начавшимся в конце 90-х. Оздоровление экономики предприятия началось ближе к середине десятилетия.

В 2007 г. КУЛЗ вошел в состав научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод». В 2009 г. доходы выросли в четыре раза по сравнению с 2000 годом. Объем товарной продукции в 2010 г. увеличился на 55% по сравнению с предшествующей пятилеткой.

С 2014 по 2018 гг. литейный завод реализовал инвестиционную программу реконструкции производства фрикционных дисков из металлокерамики, направленную на импортозамещение. А также обновил инфраструктурные объекты: построены современная котельная, водородная станция, появилась своя азотная станция.

В марте 2018 г. КУЛЗ стал частью холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех». В составе холдинга – 36 российских заводов и научно-исследовательских институтов авиационной и космической отраслей промышленности. Его компетенции лежат в сфере разработки, производства и послепродажного обслуживания систем и агрегатов авиационного и космического применения.

В начале 2019 года в составе «Технодинамики» вошел в группу компаний «Динамика», специализирующейся на разработке, производстве и послепродажном обслуживании широкого спектра продукции для авиационной и космической отраслей, а также ряда других сфер экономики.


https://www.kulz.ru/factory/about/

https://history-kamensk.ru/history/48-zavody-goroda-v-gody-voiny.html

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама