15 декабря 1941 года на фронт для культурного обслуживания действующей армии выехали первые четыре бригады артистов Свердловской филармонии.

15 октября 1941 года в Свердловской филармонии начала работать комиссия по организации культурного обслуживания Красной Армии.

В первый год войны на фронт было отправлено шесть концертных бригад. В 1942 году – восемь. Порой цифры кажутся лишь цифрами, но, если отвлечься от голых чисел и представить, что такое есть 3 тысячи 167 концертов?

Все так же, как в мирное время – репетиции, разбор сложнейших произведений, инструментальное мастерство, слаженная артистическая работа….

Все так же, только на передовой, где разрываются бомбы, летят осколки, погибают люди. А ведь именно столько военно-шефских концертов было дано артистами Свердловской филармонии с 23 июня 1941 до 1 февраля 1943.


Артисты дарили свое мастерство и в тылу. Средства же от выступлений сдавались в фонд обороны страны: сборы от концертов в те годы составили 382 тысячи 871 рубль, а из личных сбережений артистов – 138 тысяч 838 рублей.

Филармонисты собирали и столь необходимые на фронте теплые вещи. 1050 посылок отправили бойцам. В военное время артисты поддерживали своим искусством и тех, кто день и ночь работал на промышленных, оборонных предприятиях, в коллективных хозяйствах области.


Только в 1942 году провели 206 концертов на УЗТМ, 182 – в Нижнем Тагиле, 62 – в Невьянске. Но, все же, более всего артисты стремились выступать там, где было самое пекло…

 Из воспоминаний певицы Тамары Григорьевны Смагиной:

«Припоминаю, как в один день мною был установлен своеобразный рекорд: песни «Моя Москва», «Синенький, скромный платочек», «Кисет» исполнялись четырнадцать раз.

И ещё мы, артисты, мечтали встретиться с бывшим директором Свердловской филармонии Григорием Борисовичем Грэном. В начале войны он ушёл на фронт. Был политруком гвардейской артиллерийской дивизии. Но встреча наша тогда не состоялась. А позднее мы узнали, что он погиб в Латвии в боях за хутор Паныш».

 Удивительна история симфонического оркестра Свердловской филармонии, С началом войны его расформировали. Музыканты уходили на фронт, главный дирижер Марк Паверман в это время находился в Ростове-на-Дону, куда был направлен после Всесоюзного конкурса дирижеров в 1938 году.

Оставшиеся артисты оркестра под руководством дирижера А.М. Когана выступали в клубах, на агитпунктах, в госпиталях, перед частями, уезжающими на фронт, но полноценной работы коллектива не было.


По возвращении Марку Паверману удалось вернуть к жизни прекрасный оркестр. В декабре 1942 года был издан приказ областного комитета по делам искусств о возобновлении деятельности коллектива. Сразу же встал вопрос о формировании оркестра. Было решено во что бы то ни стало приступить к репетициям и заявить о том, что оркестр существует и начал действовать.

В декабре 1942 года в филармонии состоялось первое возобновленного коллектива, в котором было в то время 16 музыкантов. Под управлением Марка Павермана была исполнена литературно-музыкальная композиция на музыку Тихона Хренникова к комедии Шекспира «Много шума из ничего» с участием артистов театра Красной Армии, эвакуированных на Урал. Этот концерт положил начало полноценной работе по восстановлению Свердловского государственного симфонического оркестра.

Маэстро Паверман рассказывал: «Оркестранты расположились на сцене филармонии, их было около двадцати человек, но все инструменты, которые требовались по партитуре, были налицо. Пьесу играли пять актёров, среди них Л.Доброжанская, В.Пестовский, О.Шахет. В спектакле принимал участие певец Е.Флакс, эвакуированный на Урал. Артисты выступали в концертных костюмах. Актёрский ансамбль был великолепен. Хорошо показал себя и оркестр. Постановка имела столь большой успех, что мы впоследствии её неоднократно повторяли, и всегда зал филармонии был переполнен».

Несмотря на все трудности и нехватку музыкантов, в репертуаре оркестра в военные годы появились крупные симфонические произведения: кантата «Москва» Чайковского (впервые исполнена в 1943 году совместно с Хоровой капеллой Свердловской филармонии) и кантата Прокофьева «Александр Невский» (впервые исполнена совместно с Хоровой капеллой Свердловской филармонии при участии актрисы Клавдии Половниковой и певицы меццо-сопрано Ольги Фурс).

В программу концертов входили камерные и симфонические произведения русских и зарубежных авторов, исполнялись премьеры композиторов-уральцев – Щёлокова, Трамбицкого, Кацман.

По признанию самого мастера наиболее памятным в его карьере стал концерт, проходивший в день освобождения его родного города Одессы войсками Третьего Украинского фронта в апреле 1944 года. Играли в тот вечер Пятую симфонию Шостаковича и Девятую симфонию Дворжака («Из Нового Света»). По окончании же программы Марк Израилевич сам объявил со сцены об освобождении родной Одессы.


А 9 мая 1945 года…

Из воспоминаний Марка Павермана о симфоническом концерте, прошедшем 9 мая 1945 года:

«Это была ни с чем не сравнимая радость. Мы ждали, верили и, – свершилось! Радость и торжество царили в Свердловске в это незабываемое майское утро. И с каким подъемом прошел наш вечерний концерт – первая послевоенная встреча со свердловчанами!».

С июня 1941 года в Свердловск начали эвакуироваться многие художественные коллективы страны: в полном составе был перевезен из Киева квартет имени Вильома, Киевская консерватория, часть оркестра Радиокомитета, чуть позже, в 1942-м, и Госоркестр.

В сентябре 1942 года в Свердловской филармонии создаётся Студия эстрадного искусства. Во время войны большие эстрадные оркестры были в ведении Свердловской филармонии. Лето 1943 года ознаменовано рождением Хоровой капеллы филармонии, объединившей участников вокального ансамбля ОблОНО и хора Облпрофсовета. Ее возглавила Зинаида Фёдоровна Ишутина. Коллектив стал приемником хоровой студии, созданной в Свердловске Семёном Бендицким в конце 1930-х годов. Капелла просуществовала до 1958 года.

В 1943 году при Свердловской государственной филармонии создаётся Уральский государственный русский народный хор на основе Покровского и Измоденовского самодеятельных хоров. Лучшие певцы и танцоры художественной самодеятельности Свердловской области стали его артистами. Первый руководитель коллектива – Лев Львович Христиансен. Премьерные концерты хористы давали в госпиталях и воинских частях. Первый открытый концерт Уральского народного хора состоялся 12 ноября 1944 года в зале Свердловской филармонии.

Источник: https://uralcult.ru/longrids/pobeda/sverdlovsk_philharmonic/

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама