16 августа 1996 года экипаж самолета Ил-76 под командованием Владимира Ильича Шарпатова совершил легендарный побег из Кандагара

Родился Владимир Шарпатов 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской республики в семье шофёра. После окончания средней школы решил поступить в летное училище, однако первая попытка оказалась неудачной. Проработав некоторое время столяром и, по стопам отца, шофером, упрямый юноша решил вновь попытать счастье. Оно улыбнулось парню – он поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение.

Мечта о небе привела Владимира в Казанский аэроклуб, и он одновременно с учебой в институте освоил мастерство планериста. Оставив после трех курсов институт, Шарпатов отправился в Краснокутское летное училище гражданской авиации. В 1965 году окончил училище и по распределению был направлен в Тюмень, где работал много лет, в том числе и на международных маршрутах. Летный опыт за долгие годы работы он получил немалый – его самолет побывал почти в восьмидесяти государствах.

В 1971 году Владимир поступил в Университет гражданской авиации и по его окончании получил специальность инженера-пилота. С 1995 года работал пилотом-инструктором самолета Ил-76 в казанской частной авиакомпании «Аэростан».

3 августа 1995 года экипаж Шарпатова загрузил в Албании ящики с патронами для автомата Калашникова с китайской маркировкой и взял курс на город Баграм в Северном Афганистане.

Ил-76 принадлежал частной казанской авиакомпании «Аэростан». Он был передан в субаренду правительству Бурхануддина Раббани и перевозил боеприпасы (патроны калибра 7,62 мм) по маршруту Тирана (Албания) – Шарджа (ОАЭ) – Кабул. Груз соответствовал нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Груз предназначался правительственным войскам. На борту было семь членов экипажа: командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов, второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин, штурман Александр Викторович Здор, бортинженер Аббязов, Асхат Минахметович, бортрадист Юрий Николаевич Вшивцев, бортинженер Сергей Борисович Бутузов и бортинженер Виктор Петрович Рязанов.

Маршрут был знакомым, и казалось, что никаких неожиданностей не должно было быть. Однако на подлете к Кандагару, который контролировался вооруженным движением «Талибан», Ил-76 с бортовым номером 76842 принудили к посадке. Талибы находились в состоянии войны с правительственными войсками, и именно они выслали на перехват МиГ-21, вооруженный ракетами.

Так и был захвачен талибами самолет Ил-76. Плен растянулся на 378 дней. Все попытки России и международных организаций, в том числе и Совета безопасности ООН по освобождению экипажа и самолета оказались безуспешными. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлек большие потери и/или уничтожение летчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.

Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.

Поскольку все усилия российских и международных организаций по освобождению летчиков успеха не имели, экипаж решил действовать самостоятельно. 10 июля летчиков в очередной раз отвезли на аэродром. При осмотре выяснилось, что у самолета лопнуло одно из колес. Это стало поводом вернуться на борт и устранить неисправность.

16 августа 1996 года, пятница. В этот день у мусульман выходной. Между собой летчики договорились взлетать в любом случае. Это было смертельно опасное предприятие, но другого выхода не виделось.

К полудню зной достиг апогея. Охранники, начальник караула и начальник тюрьмы, то ли из-за невыносимой жары, то ли из-за наступления времени совершения молитвы покинули пленников и скрылись в помещении. «Ну что, командир, попробуем?», – обратился к Шарпатову бортинженер. Два двигателя сразу заработали. Начали выруливать на центральную рулежную дорожку и на ходу запустили третий и четвертый двигатели. К этому времени охрана смекнула что к чему, и наперерез помчались два «Урала» и микроавтобус с автоматчиками. Отступать было поздно: пан или пропал!.. Прямо с «рулежки» начали разбег. На взлетно-посадочную полосу выскочили с таким креном, что крыло едва не зацепило землю. Молили про себя Бога, чтобы не подломились шасси. Выдержали! Воздали хвалу конструкторам за надежно сработанную машину. Стрелка на приборе показывает скорость разбега 220 километров, маловато, но полоса кончается, а дальше сплошное минное поле.

Шарпатов берет штурвал на себя и – самолет устремляется в небо. Потом они не раз благодарно произнесут: «Самолет был с нами в сговоре. Запустилось все сразу!».

После возвращения из плена Владимир Ильич некоторое время продолжал работать в этой компании, но в декабре 1998 года был уволен по сокращению штатов.

Вновь летчик сел за штурвал Ил-76 в авиакомпании «Тюменьавиа». Он много летал, в том числе и в Арабские Эмираты. Ныне Владимир Ильич на пенсии. В возрасте 62 лет он оставил летную работу и стал активно участвовать в общественно-политической жизни региона. Он желанный гость в учебных заведениях и трудовых коллективах.

Имя Героя Российской Федерации В.И. Шарпатова В.И. присвоено Красногорской средней школе № 1 в Республике Марий Эл, где он учился.

Владимир Ильич Шарпатов неоднократно встречался с молодежью Свердловской области. На встречах он делится своими воспоминаниями о том, как им было нелегко выжить в тех условиях. По его словам, только вера и любовь к Родине помогла им выжить, совершить побег и вернуться к своим близким и родным. И еще они неоднократно повторяли о том, что он земляк Михаила Девятаева и что его побег из фашистского плена вдохновил экипаж на этот поступок.

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама