17 ноября 1941 года в Ирбит пришли первые вагоны с эвакуированным из Москвы оборудованием для мотоциклетного завода

Ирбит от Великой Отечественной войны пострадал не меньше других тыловых городов: многие его жители не вернулись с фронта. Но именно война стала причиной возникновения мотоциклетного производства в этом городе.

А началось все в 1940 году, когда специальным постановлением Совета народных комиссаров СССР было принято решение об оперативном развертывании мотоциклетной промышленности. Для чего создали ведущее конструкторское бюро по мотоциклостроению. Главным конструктором был назначен Н.П. Сердюков, прошедший в 1935-1940-х годах стажировку на заводах BMW в Германии.

Стали разрабатываться модель М-72, прототипом которой как раз послужил германский BMW R-71. В мае 1941 года на Московском мотозаводе (ММЗ) была выпущена первая партия мотоциклов. После начала Великой Отечественной войны ММЗ выпускал в сутки по 60-70 машин, которые своим ходом уходили на фронт. Когда фашисты подошли к советской столице практически вплотную, вышло постановление Совета на эвакуацию при СНК СССР от 21 октября о перебазировании Московского мотозавода и цехов заводов ЗИС и КИМ, изготовлявших двигатели и коробки передач для М-72, в город Ирбит Свердловской области. Именно этот день и принято считать днем рождения Ирбитского мотоциклетного завода.

Уже 17 ноября 1941 года в Ирбит прибыла первая партия столичных мотозаводцев (444 -  работники ММЗ, 105 - ЗИСа, 19 - КИМа).

25 февраля 1942 года на фронт был отправлен первый эшелон с мотоциклами, собранный из узлов и деталей, привезенных еще из Москвы.

Цеха нового мотозавода расположились сразу на нескольких ирбитских территориях, в основном в помещениях завода автоприцепов и пивзавода.

Приказом народного комиссара СССР среднего машиностроения, изданного в марте 1942 года, был определен суточный объем производства на новом мотозаводе: 15 тысяч мотоциклов, 6 тысяч двигателей, двадцать процентов запасных частей…

В августе сорок второго года был изготовлен первый экспериментальный мотоцикл с верхнеклапанным двигателем М-75.

В 1943 году на личные сбережения ирбитчан было собрано и отправлено на фронт (для Уральского добровольного танкового корпуса) 106 мотоциклов.

В ответ на завод пришла телеграмма от Верховного Главнокомандующего: «Прошу передать рабочим, служащим, инженерно-техническим работникам Ирбитского мотозавода, собравшим 750 тысяч рублей на строительство мотоциклов, мой братский привет и благодарность Крас­ной Армии. Сталин».

В годы войны мотозаводцы работали по очень жесткому графику. Был установлен 12-часовой рабочий день для взрослых и 8-часовой для подростков. Действовала строжайшая дисциплина. За опоздание на 15 минут работник лишался хлебной кар­точки на 200 граммов хлеба (норма была 500-700 граммов в сутки). За большее опоздание человека привлекали уже и к уголовной ответственности…

Всего за 1942-1945 годы Ирбитским мотозаводом было выпущено 9799 мотоциклов. После войны мотозавод медленно, но верно год за годом превращался в одного из флагманов машиностроения и стал к началу 1990-х годов одним из крупнейших производителей тяжелых мотоциклов с коляской.

 Источники:

http://irbit.info/history/memorials/imz/6175/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ирбитский_мотоциклетный_завод

https://www.bymotors.info/history/13-istoriya-zavoda-i-motocikla-ural.html

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама