18 марта 1965 года летчик-космонавт А.А. Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос

Летчик-космонавт А.А. Леонов впервые в мире совершил выход в открытый космос с борта космического корабля, пилотируемого летчиком-космонавтом П.И. Беляевым.

Для выхода в безвоздушное пространство специалистами ОКБ-1 (ныне – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева; г. Королев Московской обл.) трехместный корабль «Восход» был переоборудован в двухместный, чтобы освободить место для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру.

Скафандр для внекорабельной деятельности «Беркут» и шлюзовая камера «Волга» для выхода в космос были разработаны конструкторским бюро опытного завода номер 918 в подмосковном пос. Томилино (ныне – Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством главного конструктора Гая Северина (1926-2008).

«Беркут» представлял собой скафандр вентиляционного типа, то есть не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух, как в современных скафандрах, и был рассчитан на 20-30-минутное пребывание в космосе (общий вес – 100 кг).

Шлюзовая камера в рабочем состоянии имела форму цилиндра длиной 2,5 м, внешним диаметром 1,2 м и внутренним – 1 м. Она была надувной и располагалась снаружи корпуса корабля.

До выхода на орбиту камера в свернутом виде помещалась под обтекателем космического корабля, а перед спуском на Землю основная ее часть отделялась от корабля. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи специального троса (7 м). Кроме того, на скафандре за спиной космонавта крепились дополнительные аварийные баллоны с кислородом общей емкостью около 4 л (их должно было хватить на 20 мин.).

Корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым (второй пилот) и Павлом Беляевым (командир) стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года (10:00 мск). Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м.

Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым). Поэтому Леонов, рискуя жизнью, вынужден был стравливать в скафандре давление почти до критического (с 0,4 до 0,27 атмосфер).

В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка – переворачиваться в тесном пространстве (из рассказа Алексея Леонова в книге «Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди», 2005).

Общее время, проведенное Алексеем Леоновым в безвоздушном пространстве, составило 23 мин. 41 сек., из них 12 мин. 9 сек. – за пределами корабля (в свободном полете). На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю. Кроме того, сам космонавт вел съемку специальной кинокамерой С-97.

Общая продолжительность полета «Восхода-2» составила 1 сутки 2 часа 2 минуты.

При возвращении космонавтов на Землю 19 марта 1965 года отказала автоматическая система ориентации корабля, и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе – в 180 км севернее Перми, вдали от населенных пунктов. Космонавты были обнаружены через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуированы только спустя двое суток.

Радиотехнические части 4-й отдельной армии ПВО, управление которой дислоцировалось в Свердловске, осуществляли работу по поиску, сопровождению и определению места приземления спускаемого аппарата.

Первыми, на дальности 560 километров обнаружили его операторы радиолокационной станции П-14 рядовой Зобнин и сержант Поляков. Однако, как известно, посадка проходила нештатно, и спускаемый аппарат приземлился далеко от заданного района в пермской тайге. И именно благодаря профессиональным действиям расчетов радиотехнических войск армии было определено место его приземления.

После поступления на командный пункт армии информации о приземлении космического аппарата, в поиск включилась авиация, а из военнослужащих частей авиационного гарнизона Б.Савино (Пермь) были сформированы наземные поисковые группы.

Экипаж самолета Ил-14 под командованием командира 180-й отдельной транспортной авиационной эскадрильи (г. Арамиль) военного летчика 1 класса подполковника Романовского А.А. вылетел на поиск космонавтов. В сложных метеоусловиях, ночью он обнаружил спускаемый аппарат, барражировал над местом приземления, поддерживая связь с космонавтами и обеспечивая наведение наземных поисково-спасательных групп, которые пробивались сюда через тайгу по глубокому снегу.

В знак благодарности в бортовом журнале самолета появилась следующая запись:

«Экипажу самолета Ил-14. Выражаю искреннюю благодарность за участие в поиске и обеспечении связи после посадки космического корабля «Восход-2».

Желаю успехов, здоровья и счастья в жизни.

Командир корабля «Восход-2» летчик-космонавт СССР Беляев».

За умелые действия, проявленное мужество, настойчивость и инициативу, приказами Министра обороны СССР и Главнокомандующего Войсками ПВО страны большая группа военнослужащих 4-й отдельной армии ПВО была награждена ценными подарками.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля – 12 мин. 9 сек. За первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство ФАИ присудила Алексею Леонову свою высшую награду – Золотую медаль «Космос», а Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль Федерации.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в открытом космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея Леонова в космос.

«Время первых» – это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла Беляева и Алексея Леонова.

Источники:

https://tass.ru/info/6989809

https://www.roscosmos.ru/23337/

 Фото из открытых источников

#РЦПВ96 #Екатеринбург #Свердловскаяобласть #Росмолодежь #МинобрСвО

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама