Осенью 1941 года на площадях Уралвагонзавода Нижнего Тагила начали размещаться эвакуированные предприятия.
Из западных регионов СССР в Нижний Тагил были эвакуированы 12 предприятий. Заводы вместе с рабочими и их семьями прибывали по железной дороге из Сталинграда, Харькова, Ленинграда, Москвы, Киева, Мариуполя и других городов.
На их базе был создан Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. Он подчинялся Наркомату танковой промышленности, созданному в сентябре 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. На Уральский танковый завод было привезено и установлено более 3 тыс. единиц оборудования. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности нижнетагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков.
Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.
Вместе с оборудованием приехали специалисты с семьями. Население «Вагонки» (Дзержинский район Нижнего Тагила, где находится Уралвагонзавод) увеличилось на 70 тыс. человек.
Несмотря на массовую эвакуацию, сотрудников не хватало: шла поголовная мобилизация прибывших – в армию отправляли и высококвалифицированных специалистов. Только после личного вмешательства наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева удалось остановить призыв ценных кадров. Были редкие случаи, когда рабочих и инженеров возвращали с фронта на завод.
Две трети трудового коллектива составляли мужчины. Работали на заводе и подростки. В 1942 году на УТЗ было 10 тыс. молодых рабочих, из них около 1 тыс. человек в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет.
На 1 января 1945 года на УТЗ работали уже около 25 тыс. человек, из них 4 тыс. составляли подростки от 8 до 18 лет.
На предприятии активно развивалось стахановское и рационализаторское движение. Люди часто сутками не уходили с предприятия. Только в 1943 году насчитывалось 300 рабочих смен. Если срывался график выпуска танков, применялись чрезвычайные меры: весь командный состав, необходимую часть рабочих, ИТР и служащих переводили на казарменное положение. Выход за пределы завода разрешался только по специальным запискам на определенное время. Казарменное положение снималось только с тех, кто обеспечивал выпуск продукции по установленному суточному графику.
С самого начала войны рабочие УТЗ не только выполняли очень напряженные сменные задания, но и перевыполняли их. И это было массовым явлением.
На Уральском танковом заводе зародилось и к февралю 1942 года оформилось движение «тысячников», которое быстро распространилось по всей стране. К концу войны количество рабочих-ударников производства на УТЗ составляло 84% к числу работающих.
Уральский танковый завод в 1943 году сыграл исключительную роль в создании Уральского добровольческого танкового корпуса. Из более 200 необходимых для комплектования корпуса танков, он произвел 145.
Добровольцами на фронт весной 1943 года ушли 185 заводчан. Всего на полях сражений Великой Отечественной войны воевало более шести тысяч рабочих, из них 3111 человек отдали свои жизни в боях за Родину.
В годы Великой Отечественной войны «тридцатьчетверки» массово строили на нескольких предприятиях Советского Союза.
На Уралвагонзаводе их собрали 35 тыс. Каждые 30 минут с заводского конвейера сходила новенькая «тридцатьчетверка». Ежесуточно на фронт отправлялся эшелон боевых машин. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, – произведен Уральским танковым заводом. За 3,5 года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за девять лет.
Помимо легендарных танков в цехах завода производились авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша», бронекорпуса для самолетов. И эта продукция во многом повлияла на исход Великой Отечественной войны
Юбилейный, 35-тысячный танк сошел с конвейера завода уже после войны, 25 мая 1945 года, а 27 мая прошел тожественный митинг, посвященный выпуску 35-тысячного танка и награждению завода орденом Отечественной войны I степени.
https://www.kommersant.ru/doc/3535915
http://historyntagil.ru/history/2_vov_202.htm
https://fishki.net/3025387-uralyskij-tankovyj-zavod–183-nizhnij-tagil.html
материалы