30 сентября 1944 года в Нижнем Тагиле открылся городской музей изобразительных искусств

Решение Нижнетагильского Горсовета от 29.10.1943г № 692 «Просим облисполком открыть в Нижнем Тагиле Картинную Галерею».

Создание музея было обусловлено тем, что в годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил были эвакуированы представители технической и творческой интеллигенции из блокадного Ленинграда и оккупированной Украины, а также множество живописи из различных музеев европейской части СССР. Именно в годы войны в Нижнем Тагиле открылись театр кукол, Уральское художественно-техническое училище (ныне колледж) и Музей изобразительных искусств, который тогда назывался «Областной Картинной галерей».

Летом 1942 года появляется Нижнетагильский Союз Художников, а уже осенью 1943 года проходит первая художественная выставка. в ней приняли участие и эвакуированные на Урал живописцы, и тагильские художники. Именно тогда в среде художественной интеллигенции возникла идея организации в Нижнем Тагиле картинной галереи (позднее «Музей изобразительных искусств»). Решение было принято в декабре 1943 года. Созданию музея помогали специалисты Эрмитажа, некоторые собрания которого в годы войны была эвакуирована в Свердловск.

Музей изобразительных искусств в Нижнем Тагиле был открыт в тяжёлый для страны период Великой Отечественной войны – 30 сентября 1944 года

На основании решения Свердловского Областного Совета Депутатов Трудящихся от 12 ноября 1943 года № 2083 «Об организации в Нижнем Тагиле Областной картиной галереи», в соответствии с решением Исполнительного комитета Нижнетагильского Городского Совета Депутатов трудящихся от 29 декабря 1943 года № 692 «Передача здания под картинную галерею» было принято решение о создании в Нижнем Тагиле Областной картинной галереи.

Открытие музея состоялось 30 сентября 1944 года.

Из статьи к открытию картинной галереи А.Андреса «Сегодня в помещении бывшего Первомайского клуба открывается Нижнетагильская картинная галерея. Это первый шаг в реализации решения Совнаркома о создании в Тагиле Государственного музея изобразительных искусств. Это радостное и значительное событие.

Никогда глубина и размах советской культуры не были так разительны, как в переживаемые нами дни Отечественной войны.

Будущие историки отметят как беспримерный в истории человечества факт – неуклонное поступательное движение науки и искусства в стране, силы которой напряжены в исключительно трудовой, трехлетней борьбе с врагом.

В самом деле, разве не поразительным проявлением силы и мощи советского государства является открытие картинной галереи в городе, осуществляющем славную и трудовую задачу снабжения вооруженных сил нашей Родины. И разве это не лучший ответ на окончательно завравшуюся фашистскую пропаганду, бессильно визжавшую о закрытии вузов в Советском союзе? Нашему народу хватает сил и на победоносную войну и на любое выращивание своей, в самом подлинном, лучшем смысле слова, народной культуры.

Галерея создавалась в тяжелых условиях военного времени были трудности и с кадрами, и с транспортом, и с рабочей силой. Но народной наша культура является не только потому, что она должна служить народу, но и потому что сам народ является ее творцом – Москва и Ленинград дали Тагилу картины из запасных фондов Третьяковской Галереи и Русского музея, свердловские специалисты помогли экспонировать картины. Весь город принимал участие в создании своего музея…»

Также все трудности с открытием описываются в статье «Первая экспозиция»:

«Еще гремела война, еще тысячи людей, эвакуированных на Урал, только мечтали о возвращении в родные места, еще колонны танков уходили на фронт, а на улице Уральской, близ городского парка появилась новая и очень мирная вывеска «Музей изобразительных искусств»

В суровые, трудные для страны годы партия и правительство не забывали заботиться и о культурном росте людей. …..

Когда дом отдали под музей потребовался капитальный ремонт. Не хватало рабочих рук, не было самых необходимых строительных материалов. Зато было много энтузиазма и немало добровольных помощников. Первым среди них хочется В.И.Бушина, бывшего заместителя председателя горисполкома. Это он, не считаясь со временем и со своей должностью, ездил вместе с сотрудниками музея за получением кирпича, красок, белил и работал наравне со всеми грузчиками. Директор Уралвагонзавода Ю.Е. Максарев и парторг С.А.Скачков тоже охотно помогали музею электрооборудованием и дровами»

На момент открытия музея, конечно, никакой перепланировки, не говоря уже о необходимой должной реконструкции, не было, лишь частично и спешно повесили штанги для экспозиционных картин приспособленные для высокой эстетической миссии из обыкновенных водопроводных труб «крупного» диаметра, без покраски и вкривь и вкось.

Вход в здание музея лежал через пропускную будку, а под ногами лежала земля. Но для стадии становления будущего очага городской культуры и это само по себе было уже настоящим праздником».

 Источники:

http://artmnt.ru/istorija.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Нижнетагильский_музей_изобразительных_искусств

https://zen.yandex.ru/media/mosunovosti/nejnyi-tagil-5d45551a118d7f00adcda74b

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама