31 июля 1945 года опубликована информация о награждении работников Свердловской железной дороги орденами и медалями за успешное выполнение заданий в период Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны железные дороги выполнили невиданные в мировой практике размеры воинских перевозок.

В сложных условиях под бомбардировками вражеской авиации и артобстрелами железнодорожники бесперебойно доставляли фронту войска, технику, вооружение, боеприпасы, горючее и продовольствие. В сжатые сроки осуществили колоссальную работу по перебазированию промышленности и эвакуации населения в восточные районы страны. Эвакуировано 18 миллионов человек и 2593 крупных заводов и фабрик. За четыре военных года непосредственно для армии доставлено более 19,7 миллиона вагонов, в том числе 9,8 миллиона с войсками и 9,9 миллиона с воинскими грузами.

С началом Великой Отечественной войны объем перевозок резко возрос, на фронт шли эшелоны с войсками и военными грузами, на восток – с эвакуированными предприятиями и населением. Эти два гигантских встречных потока требовали от железнодорожников исключительной организованности и точности в работе.

Перестройка работы железнодорожного транспорта началась с первого дня войны. 24 июня 1941 года обе дороги (Пермская и имени Кагановича, которые в 1953 году были объединены в одну — Свердловскую) перевели на военный режим. На всех узлах и предприятиях прошли митинги.

«Клянёмся с честью стоять на своих постах и оперативно продвигать поезда, работать по-военному, столько, сколько потребует от нас Родина», — писали в резолюции, принятой на митинге рабочих и служащих депо Свердловск-Сортировочный.

24 июня 1941 г. введен воинский график, предусматривающий первоочередное продвижение поездов с войсками и военными грузами. По главному пути дороги эшелоны шли с невиданной скоростью 800-900 км в сутки при норме в 700 км. Иногда расстояние между поездами составляло 600-700 метров. С 26 июня по 15 июля 1941 г. (за 20 дней) дорога пропустила точно по графику 983 воинских эшелона.

Но одних организационных мер и самоотверженности было мало, чтобы справиться с резко возросшим объемом перевозок. На Свердловской дороге началось строительство новых линий общей протяженностью около 1 000 км. Наиболее крупной из них являлась линия Сосьва – Алапаевск (157 км). Одновременно с этим наращивались станционные пути на участках Свердловск - Вагай, Свердловск - Шаля, что давало возможность удлинить поезда, увеличить их вес. Были реконструированы узлы Свердловск-Сортировочный и Смычка, построены обходы Свердловского и Тагильского узлов, введена в строй автоблокировка на участке Кушва - Надеждинск.

Важнейшей частью перестройки транспорта на военный лад явилась подготовка новых кадров, способных заменить тысячи квалифицированных рабочих, ушедших на фронт. Основным источником пополнения кадров были женщины и молодежь. В 1944 г. на Свердловской железной дороге женщины составляли более половины всех работников и смело овладевали сложными профессиями. Многие 15-17-летние подростки ушли из школ, чтобы стать к станкам и своим трудом приблизить победу над врагом. Когда не хватало машинистов и помощников машинистов, принимали даже девочек в возрасте 15-16 лет. Поражает подвиг одной из таких юных защитниц – Марии Сусловой. Она работала старшим машинистом на поезде, перевозившем раненых. В одном из рейсов в топке перегорели колосники. Времени для ожидания помощи не было. Мария надела несколько телогреек, облилась холодной водой и вошла в горящую топку. После нескольких таких заходов она получила серьезные ожоги, но неисправность устранила. Все раненые были доставлены в госпиталь к нужному сроку.

В 1943 г. 3 665 железнодорожников Свердловской области были моложе восемнадцати лет. Молодежные бригады соревновались за право называться фронтовыми. Их девизом были слова: «В труде, как в бою!».

В первые же дни войны вернулись на свои рабочие места многие пенсионеры. Они брали шефство над молодежью.

С августа 1941 г. на железной дороге имени Кагановича (с 1943 г. – Свердловская железная дорога) развертывается массовое патриотическое движение по сбору теплых вещей для воинов Красной Армии. Всего по дороге было собрано 137 000 теплых вещей и тонны подарков.

24 декабря 1941 г. на Северо-Западный и Ленинградский фронты был отправлен первый поезд с делегацией и подарками трудящихся Свердловской области фронтовикам. Вел поезд машинист Свердловск-Пассажирский Николай Соломенников.

Главным для железнодорожников Урала стало строительство «крепостей на колёсах» - бронепоездов. Инженер Свердловской железной дороги Надежда Смирнова в октябре 1941 года предлагает создать бронепоезд. Железнодорожники трудились над его созданием после 16-18-часовых рабочих смен. Бронепоезд получил название «Свердловский железнодорожник» и был готов к 23 февраля 1942 года. Он состоял из паровоза, 6 платформ с оружием и 6 вагонов для зенитных установок, участвовал в обороне Москвы и Кубани. Был разрушен в Новороссийске во время авиаудара, но его оружие использовалось еще несколько месяцев.

Осенью 1941 г. по инициативе железнодорожников станции Чусовская, рабочих локомотивного, вагонного депо, металлургического завода было принято решение своими силами и на свои средства построить для фронта бронепоезд. 18 марта 1942 г. бронепоезд «Чусовской рабочий» вышел из заводских ворот. 29 апреля чусовской бронепоезд, переименованный в бронепоезд «Щорс», в составе 44-го дивизиона бронепоездов был отправлен на фронт.

В январе 1942 года коллектив рабочих вагонного депо Свердловск-Сортировочный выдвинул инициативу о строительстве поезда-бани для бойцов Красной Армии. Инициативу свердловчан подхватили на всех отделениях. Рабочие решили отчислять однодневный заработок и построить в свободное от работы время поезд за 25 дней. Этот уникальный подарок бойцы Северо-Западного фронта получили весной 1942 г. В составе поезда-бани было несколько вагонов: вагон-раздевальня, вагон-душевая, парильня, вагон-одевальня, склады чистого и грязного белья, дезокамера и даже вагон-клуб, где можно было отдохнуть и поиграть в настольные игры.

Ещё 24 июня 1941 года железным дорогам страны поступило указание о формировании 288 санитарных поездов. Железнодорожники Егоршинского отделения нашей дороги (им. Кагановича) своими силами построили военно-санитарный поезд из 17 вагонов. В обслуживающий персонал, насчитывающий 74 человека, вошли работники депо. Местные жители принесли 598 одеял, 714 подушек, 950 тарелок, 547 книг и другое имущество.

28 декабря 1941 года поезд вышел со станции Егоршино, прибыл в Свердловск и направился на Ленинградский фронт. С января 1942 года по апрель 1945-го ВСП № 227 совершил 40 рейсов, перевёз более 19 446 раненых, в общей сложности прошёл 152 332 км.

Артиллерийскую батарею приобрели на свои деньги инженерно-технические работники управления дороги, 85-мм зенитную пушку купил коллектив станции Свердловск-Сортировочный, построена танковая колонна «Свердловский железнодорожник», звено боевых самолетов «Егоршинский железнодорожник».

За 6 месяцев войны работники дороги внесли в Фонд обороны Родины наличными 11 миллионов рублей, проводили целевые сборы на постройку танков, самолетов, бронепоездов.

В годы войны Урал стал главной кузницей, ковавшей оружие для Красной Армии. Уже в 1942 г. Урал выдал продукции военного назначения в 3 раза больше, чем в 1940 г. По инициативе свердловчан в стране развернулось мощное движение двухсотников – рабочих, выполняющих за смену не менее двух норм. За ними появились трехсотники, пятисотники, тысячники. В вагонном участке Свердловск-Пассажирский слесарь Дубинкина ежедневно выполняла две нормы, токари Черных и Кузнецов – три, а молодой коммунист столяр Марамзин – пять.

Большое развитие получило движение тяжеловесников. Машинист Камышловского депо Ионин 23 июля 1941 г. на участке Свердловск – Камышлов провел поезд весом 3 430 тонн вместо 2 000 по норме и превысил техническую скорость на 2,5 км в час.

Машинисты депо Егоршино взяли обязательство за первые 4 месяца 1942 г. доставить 400 тяжеловесных поездов, фактически же доставили 859, то есть перевыполнили обязательство более чем в два раза. При этом только на счету машиниста Ефимова оказалось 33 тяжеловесных состава и 27 тонн сэкономленного топлива. Машинист Грошев провел 27 тяжеловесных состава и сэкономил 25 тонн топлива.

Машинисты депо Егоршино взяли обязательство за первые 4 месяца 1942 года доставить 400 тяжеловесных поездов, фактически же доставили 859.

Бригада составителя поездов Фетисова вместо 60 минут при норме формировала составы за 20-30 минут, а в отдельные дни – за 8-10. Фетисова справедливо называли гвардейцем тыла. В 1942 г. ему было присвоено звание лучшего составителя дороги, правительство наградило его орденом Ленина.

С ценной инициативой выступил дежурный по станции Гороблагодатская Куликов. Он предложил ступенчатый график развоза местного груза. В соответствии с графиком поезда стали формировать так, чтобы в пути можно было последовательно отцеплять вагоны, следующие до станции Смычка, Вагонзавод, Невьянск. Это намного ускоряло продвижение грузов для предприятий, сокращало время обработки составов на станции прибытия. Нарком путей сообщения и начальник политического управления НКПС прислали Куликову приветственную телеграмму. Он был награжден знаком «Почетный железнодорожник».

Комплексные ремонтные бригады, объявив себя фронтовыми, выполняли задания на 150-200 процентов. Рабочие ремонтировали паровозы скоростным методом за 6-8 часов при норме 14-20.

С осени 1942 г. в промышленности и на транспорте Урала получила широкое распространение еще одна форма социалистического соревнования – за получение знамен воинских частей. По просьбе Свердловского обкома ВКП(б) командование сформированной из свердловчан 3-й гвардейской дивизии учредило переходящее Красное знамя для вручения трудовому коллективу-победителю. Среди предприятий Свердловской дороги первым завоевал знамя 3-й гвардейской дивизии коллектив паровозного депо Свердловск-Пассажирский.

Еще более трудные задачи возникали перед железнодорожниками в следующие годы войны. На Урале бурными темпами продолжалось развитие промышленного производства. Уже на полную мощность работали все эвакуированные предприятия. Поэтому в годы войны перевозочные планы определялись не реальными возможностями дорог, а потребностями фронта и народного хозяйства. Например, за один 1944 г. Свердловская дорога должна была увеличить перевозки на 20 процентов, хотя технические возможностями ее оставались прежними. Но уральцы справились и с этой задачей, сделав «невозможное» возможным.

С первых дней войны тысячи свердловских железнодорожников ушли на фронт, чтобы грудью встать на защиту Родины. Еще в мае 1942 г. учитывая стратегическую роль железных дорог в войне, ГКО принял постановление о прекращении призыва в армию железнодорожников, а тех, что уже воевали, было решено демобилизовать и отправить на прежние места работы.

Успехи Красной Армии вдохновляли железнодорожников на трудовые подвиги. Зимой 1943 г. машинист углеподъемного крана на станции Свердловск-Сортировочный А.К. Черепанов начал одним краном подавать уголь в тендеры двух паровозов одновременно. До конца года он выполнил 8 годовых норм.

Путевой обходчик Свердловск-Пассажирской дистанции пути М.А. Казанцев в 1943 г. организовал бригаду из домохозяек и стал совмещать путевой ремонт с обходом пути, выполняя его во внеурочное время. Производительность труда бригады в 2 раза превысила норму.

По итогам работы за 1943 г. А.К. Черепанов и М.А. Казанцев были удостоены звания Герой Социалистического труда – первые на Свердловской магистрали.

В 1945 г. Свердловская железная дорога, в числе первых предприятий Урала, поддержала почин – за счет сверхплановой продукции создать фонд штурма Берлина. За перевыполнение заданий по всем показателям во 2 квартале 1945 г. дорога получила переходящее Красное знамя НКПС.

Родина высоко оценила труд свердловских железнодорожников в годы войны: 376 человек были награждены орденами и медалями, 654 – знаком «Почетному железнодорожнику». За участие в боевых действиях 16 свердловчан-железнодорожников стали Героями Советского Союза, еще 2 – полными кавалерами ордена Славы.

Перед зданием ДК железнодорожников в Екатеринбурге установлен памятник, посвященный Великой Отечественной войне. На основании мемориала слова: «Вечная память воинам-железнодорожникам». На его пилонах – имена 50 наших земляков, воинов-железнодорожников, погибших в годы войны.

Свердловские железнодорожники внесли неоценимый вклад в общее дело победы. В годы военного лихолетья магистраль не останавливалась ни на секунду, неустанно работая для фронта и для страны.

В годы Великой Отечественной войны в Красную Армию было призвано более 11 тысяч работников Свердловской железной дороги. 14 железнодорожникам присвоено высокое звание Героя Советского Союза (3 посмертно), 2 стали полными кавалерами ордена Славы. 570 защитников Отечества свердловских железнодорожников награждены орденами и медалями.

 https://xn--d1abacdeqluciba1a2o.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/novosti/117467#photo=84aa8d6b3f6945b7d0d185f4c36e83ea

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама