Уральский турбинный завод (УТЗ) был образован 2 октября 1938 года. Проектом завода предусматривался выпуск турбин для военно-морского флота. Первая турбина была выпущена в мае 1941 года. Это была паровая теплофикационная турбина АТ-12-1 мощностью 12 МВт, предназначенная для оружейного завода в Ижевске.
С началом Великой Отечественной войны УТЗ превратился в огромную площадку по производству оборонной продукции и энергетических мощностей. УТЗ разместил на своей территории эвакуированные предприятия Ленинграда и Харькова. Вместе с оборудованием прибыло более 3000 эвакуированных инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих Ленинградского Кировского завода, около 900 специалистов Харьковского Турбогенераторного завода им. С.М. Кирова, Ленинградского Невского машиностроительного завода им. В.И.Ленина. Было сформировано два завода: завод №76 по выпуску танковых двигателей Наркомата танковой промышленности и Уральский турбинный завод им. С.М. Кирова Наркомата тяжелого машиностроения
Главной задачей завода №76 в годы войны был выпуск двигателей для танков Т-34. К осени 1941 года, завершив технологическую перестройку производства, начался выпуск оборонной продукции: 12 октября был собран первый танковый дизель-мотор В2-34, 27 октября закончены его испытания, и двигатель был принят военным представителем, в декабре 1941 года было изготовлено 204 двигателя. Начав серийный выпуск совершенно новой продукции, через 2,5 месяца после прибытия людей и оборудования на Урал, завод быстро набрал темпы выпуска танковых двигателей. За годы Великой Отечественной войны заводом №76 было выпущено 25000 танковых двигателей В2-34, запасных частей для 15 000 танков.
Завод держал постоянную связь с Ленинградским, Волховским, Калининским, Юго-Западным и другими фронтами, посылал туда своих работников для оказания помощи частям Красной Армии в организации ремонта боевой техники.
Для Уральского добровольческого танкового корпуса создали ремонтные базы на автомашинах.
Заводу №76 несколько месяцев подряд присуждалось Переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, 6 раз знамя ВЦСПС и Наркомата танковой промышленности, 4 раза Переходящее Красное Знамя 3-ей гвардейской Волновахской стрелковой дивизии. Завод неоднократно был победителем в социалистическом соревновании предприятий Свердловской области.
За героический труд по выполнению заданий правительства завод №76 был награжден орденом Ленина (1942) и орденом Трудового Красного Знамени (1943). Директору завода Д.Е. Кочеткову было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1943). Большой состав специалистов завода был награжден орденами и медалями, в том числе главный конструктор по двигателестроению Чупахин Т.П. Уральский турбинный завод им. С.М. Кирова в годы войны оставался единственным в СССР турбостроительным заводом, обеспечивающим действующие электростанции запасными частями, от его работы зависела энергетическая безопасность, укрепление военной мощи страны.
В 1942 году на УТЗ был начат выпуск судовых турбин для кораблей ВМФ. Первоначально была изготовлена турбина мощностью 16 МВт, с 1943 года завод начал изготавливать судовые турбины ТВ-6 мощностью 22 МВт. Работники Уральского турбинного завода привлекались к восстановлению кораблей Черноморского флота, участвовавших в обороне Одессы и Севастополя. За совершенствование технологии серийного производства судовых турбин специалистам завода уже после войны, в 1951 году была присуждена Государственная премия.
В годы войны УТЗ выпускал энергетическое оборудование металлургическим заводам, расположенным на востоке страны, энергозапчасти для действующих электростанций. В 1944 году коллектив завода восстановил турбины для Штеровской, Шахтинской, Макеевской, Днепродзержинской, Киевской, Краснодарской, Дубовской, Воронежской и других электростанций. Ремонты турбин, для которых завод делал узлы и детали, часто проводились в сложных прифронтовых условиях. За годы войны было восстановлено и доукомплектовано 32 турбины на общую мощность около 700 МВт.
В 1945 году за обеспечение в военное время бесперебойной работы и восстановление электростанций группа работников завода была награждена правительственными наградами, в том числе главный конструктор по паротурбостроению Бузин Д.П.
В начале 1942 г. эскадренные миноносцы «Бойкий» и «Бодрый», активно участвовавшие в обороне Одессы и Севастополя, получили значительные повреждения. К их ремонту и восстановлению были привлечены специалисты Уральского турбинного завода.
«Бойкий» и «Бодрый» сопровождали транспорты, перевозили гарнизоны и вооружение Одессы и Севастополя, отражали атаки вражеской авиации, неоднократно вели обстрел сухопутных позиций противника, осуществляли минные постановки. Так, 5-6 сентября в районе поселка Новая Дофиновка «Бойкий» подавил две батареи противника, в том же сентябре 1941 г. совместно с «Безупречным» и «Беспощадным» поддерживал огнем высадку знаменитого десанта под Григорьевкой. За уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий экипажу «Бодрого» была вынесена благодарность командования Одесской военно-морской базы.
Источники:
материалы