История авиации опорного края державы
Гражданская авиация в СССР возникла в 1923 году, а на Урале пассажирские авиарейсы действуют с 1943 года.
Но Екатеринбург познакомился с авиацией уже в 1911 году, когда на городском ипподроме состоялись показательные выступления авиатора Васильева, который на своем самолете «Блерио-XI бис» сделал несколько кругов над городом.
В 1917 году создается Екатеринбургский аэроклуб. Его возглавил известный уральский метеоролог и физик Абельс, который с 1885 года был директором Екатеринбургской обсерватории.
В 1917 году от имени аэроклуба военный летчик Муратов просит председателя Екатеринбургской городской думы о помощи в приискании поля для аэродрома и обращает внимание на участок между скотобойней и Уктусским трактом.
Место, где построили аэропорт, горожане звали «Татарской еланью». К такому решению пришли после долгих обсуждений. «Новый аэродром будет расположен на так называемой «Татарской елани». Эта местность находится за чертой города по направлению к Уктусу, в 1,5 верстах от теперешнего аэродрома. На подготовительные работы по оборудованию нового аэродрома УОДВФ отпущено 50 000 рублей», – писали в 1924 году в газете «Уральский рабочий».
В 1925 года была закончена постройка дома для комендатуры аэродрома и посадочной площадки. Но работы притормозили, потому что возник конфликт между Уралавиахимом и Горкомхозом.
Из-за прений аэродром не был готов, поэтому в 1926 году Lufthansa отказалась аттестовать его для воздушной линии Германия - СССР - Китай.
«Характерно, что состояние Свердловского аэродрома произвело на представительство обществ Люфт-Ганза, приезжавшего в Свердловск, такое впечатление, что Люфт-Ганза не решилось включить Свердловск в число остановочных пунктов западно-восточной авиалинии», – пишет «Уральский рабочий» в 1926.
1 августа 1928 года возникает первое в истории нашего города регулярное, пока только почтовое, междугороднее авиационное сообщение. В этот день запускается воздушно-почтовая линии Москва - Новосибирск через Свердловск. Первое авиасообщение со Свердловском было почтовым.
А первые авиапассажиры полетели из аэропорта «Уктус» в августе 1931 года. «Лучшие ударники города принимают воздушное крещение. Они - первые авиапассажиры аэропорта. <...> Уже первые полеты позволяют сказать, что новый аэропорт построен на удачном месте. Абсолютно ровное место подъемов и посадки, широкая площадь поля, полное отсутствие гор и больших холмов вокруг аэродрома – все это делает новый аэропорт одним из лучших в Союзе», – сообщали в «Уральском рабочем» на следующий день.
В 1935 году Уктусский аэропорт стал одной из точек зимнего арктического перелета летчиков Водопьянова и Линделя, в 1936 здесь же приземляется агитсамолет «Крокодил» под руководством товарища Берина.
Строительство аэровокзала Уктусского аэропорта завершено в 1937 году. Тогда же началось строительство нового каменного здания аэровокзала по проекту архитектора Ткач.
«В основу архитектурного оформления положены четкие простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья – летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. В первом этаже разместятся: управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная и пр. Во втором этаже – гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будет гостиная и комната пассажиров, с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов – двухместные. Сейчас уже заложен фундамент и выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьской революции», – сказано в «Уральском рабочем», в выпуске от 24 апреля 1937.
Необходимо отметить, что осенью 1936 года между Москвой и Свердловском было налажено сообщение с помощью аппаратов легче воздуха. Несколько перелётов было совершено в рамках проекта по созданию первой в СССР коммерческой дирижабельной линии. На Уралмашзаводе даже была изготовлена причальная мачта для воздухоплавательных аппаратов.
Крупнейший в стране дирижабль В6 «Осоавиахим» дважды прилетал в Свердловск из Москвы (время в пути – полтора суток), но в феврале 1938 года он потерпел катастрофу и проект закрылся.
Дальнейшее развитие гражданской авиации на Урале шло почти исключительно по пути эксплуатации машин тяжелее воздуха.
Строительство второго аэродрома Свердловска, получившего впоследствии название Кольцово, началось в 1928 году в Арамильском районе.
Аэродром первоначально предназначался для военно-воздушных сил. В 1932 году, когда строительство было закончено, на постоянное базирование в Кольцово прибыли военные самолеты 42-го отдельного авиаотряда из Казани и 33-го отдельного авиаотряда из Самары.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на аэродроме разместился Научно-исследовательский институт ВВС РККА, испытывавший реактивный истребитель Би-1. Через Кольцово пролегала воздушная магистраль «Москва – Уэлькаль», по которой перегоняли американские боевые самолеты, поставляемые по ленд-лизу.
В 1943 году на территории военного аэродрома Кольцово был образован гражданский аэропорт Свердловск. Кстати, в том же году, по слухам, там приземлялся самолёт, на котором президент США Франклин Рузвельт возвращался домой из Тегерана.
Гражданская авиация в Кольцово ведет свою историю с 1943 года, когда начальник Свердловского Аэропорта Воздушной Магистрали Москва-Уэлькаль полковник Белов подписал приказ «О перебазировании Аэропорта Свердловск в Аэропорт Кольцово». Приказом указывалось, что перебазировать Аэропорт Свердловска следует 10 июля 1943 года. Именно эта дата и считается днём рождения гражданской авиации в Кольцово.
Интересно, что в приказе указано о перебазировании, а не об организации. Дело в том, что Аэропорт Свердловска в то время находился на Уктусе. Расположение его было не совсем удачным – он находился в черте города, и, вероятно, в конце 1930 - начале 1940-х годов было принято решение перенести гражданский аэропорт за границы города.
Для этого в 1941 году Военпроект Уральского военного округа разработал проект строительства аэродрома 1-го класса, но в его реализацию внесла коррективы начавшаяся Великая Отечественная война. Новая взлётно-посадочная полоса была закончена 15 октября 1941 года, однако вплоть до середины 1943 года аэропорт использовался только военной авиацией.
В 1943 году, в соответствии с приказом ВВС РККА № 0125, началась совместная эксплуатация аэродрома Военно-воздушными силами и гражданской авиацией. Первым подразделением Гражданского воздушного флота и организатором лётной службы в Кольцово стал 3-й авиационно-транспортный отряд, прибывший 28 августа 1943 года. Авиапарк отряда включал четыре самолёта ЛИ-2, два транспортных СИ-47 и два Ю-52. В годы войны отряд, в основном, занимался оказанием помощи войскам Красной Армии в снабжении оружием и горючим, выбрасывал десант, доставлял грузы и лишь после её окончания полностью приступил к гражданским перевозкам.
В июле 1945 года экипажи 3-го авиационно-транспортного отряда выполнили первые рейсы на самолётах ЛИ-2 в Москву, Минеральные Воды с промежуточными посадками в Казани, Уфе, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде.
Первыми командирами авиаотряда были Н. Г. Порфиров, С. П. Иутин, Ф. Я. Дорогобузов и Селивончик.
В связи с ростом перевозок в аэропорту Кольцово в 1948 году дополнительно организуется 17-й авиационно-транспортный отряд, оснащённый самолетами ЛИ-2. Командирами отряда были Бузовир, В. И. Дыдыкин, Р. И. Барабохин, М. П. Павлов и Герой Советского Союза и Югославии гвардии подполковник А. С. Шорников.
1 сентября 1952 года лётная служба аэропорта Кольцово была реорганизована, и в результате объединения 3-го и 17-го авиаотрядов был образован 120-й авиационный отряд. В разные годы отрядом командовали майор Л. М. Броверман, М. П. Павлов, Н. В. Борисов. Экипажи отряда летали на самолётах ЛИ-2 по воздушным трассам всего Советского Союза, а в зимний период часть экипажей откомандировывалась в Салехард для выполнения полётов по перевозке грузов в районах севера Западной Сибири.
В 1950-е годы в аэропорту Кольцово были проведены большие строительные работы. Начались они при начальнике аэропорта Иване Ивановиче Халимонове и завершились уже при сменившем его на этом посту в 1955 году Петре Петровиче Збыковском.
В первое послевоенное десятилетие ЛИ-2 активно потеснили сугубо отечественные машины - Ил-12 и Ил-14.
В 1949-1950 годах был построен первый капитальный ангар для технического обслуживания самолётов. Его смонтировали из металлоконструкций германского трофейного цеха по производству подводных лодок.
В 1951 году реконструировали лётное поле, была построена новая бетонная взлётно-посадочная полоса для самолётов весом более 50 тонн, построены ещё две бетонные рулёжные дорожки и место стоянки на семь самолётов. В том же году началось возведение типового здания аэровокзала. Он строился по проекту главного инженера Марциницена и главного архитектора Г. А. Елькина и встретил первых пассажиров в октябре 1954 года.
В 1956 году 120-м авиаотрядом началось освоение самолёта для авиалиний малой и средней протяжённости ИЛ-12. Экипаж командира Уральской авиагруппы Р.И. Барабохина перегнал из Новосибирска в Кольцово первый самолет ИЛ-12.
Вместе с фронтовыми лётчиками на ИЛ-12 начали летать авиаторы нового поколения, среди которого были такие лётчики, как Г.Г. Борисов, П.Т. Лахтин, К.В. Третьяков, Д.И. Шурло, Л.А. Панченко, Б.С. Захаров, Б.М. Горюков, Г.И. Шайхутдинов и другие.
В конце 1950-х годов в 120-й авиаотряд поступил новый самолёт ИЛ-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью по 4250 л. с. каждый. Он вошёл в число лучших турбовинтовых пассажирских самолётов не только СССР, но и мира. В Кольцово он эксплуатировался более 20 лет.
В конце 1950-х годах в Свердловском авиаотряде произвели первый набор бортпроводниц.
1 января 1963 года в результате структурных преобразований в Кольцово появилось единое авиапредприятие – Свердловский объединённый авиаотряд Уральского управления гражданской авиации, его командиром стало Пётр Петрович Збыковский.
В 1965 году 120-й лётный отряд Свердловского объединённого авиаотряда возглавил Леонид Александрович Панченко. В это время авиаотряд стал лучшим в структуре Аэрофлота и сохранял эти позиции до распада авиапредприятия в 1990-е годы.
1960-е годы в истории авиаотряда отмечены тремя важными событиями. В 1967 году справа от здания аэровокзала возвели новый пассажирский терминал.
Лётную службу Свердловского авиаотряда преобразовали в два авиаотряда – 120-й и 318-й. В 120-м отряде летали на ИЛ-18, а в 318-м – на АН-12 и на недавно освоенном в авиаотряде АН-24. К этому же времени относятся первые полёты кольцовских авиаторов за границу и в качестве пилотов-инструкторов, и в составе экипажей руководства зарубежных стран. Среди стран, в которых работали наши лётчики: Вьетнам, Гвинея, Афганистан, Судан и др.
В 1970 году Свердловский авиаотряд первым на Урале начал освоение и эксплуатацию самолёта ЯК-40. В этот же год первое место среди авиаэскадрилий Аэрофлота заняла эскадрилья АН-12 Свердловского объединённого авиаотряда, которая получила звание «Авиационная эскадрилья имени 100-летия со дня рождения Ленина» с вручением именной грамоты министерства.
В последующие годы на линиях, связавших Свердловск с городами РСФСР, союзных республик и столицами стран Варшавского договора, работали все лайнеры, ставшие визитными карточками своих эпох.
Это один из первых в мире гражданский реактивный лайнер Ту-104 (созданный на основе стратегического бомбардировщика Ту-16), его младший брат - турбовинтовой Ту-114, также ставший результатом конверсии военного Ту-95 (последний до сих пор находится на вооружении ВВС России).
В 1974 году в связи с уходом на пенсию П.П. Збыковского командиром авиаотряда стал Геннадий Григорьевич Борисов, до этого возглавлявший 120-й лётный отряд.
В том же году в эксплуатацию авиаотряда поступил самолёт Ту-154 - советский трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней дальности, находившийся в эксплуатации в Кольцово до 2011 года.
После распада СССР, в 1991 году Свердловский объединенный авиаотряд был преобразован в Первое свердловское государственное авиапредприятие, а в 1993 году произошло разделение Свердловского государственного авиапредприятия на авиакомпанию «Уральские авиалинии» и аэропорт Кольцово.
Авиакомпания «Уральские авиалинии» сохранила за собой парк машин, технические службы, лучшие кадры, многолетний профессиональный опыт и традиции Свердловского авиаотряда. Авиакомпанию и сегодня возглавляет командир Свердловского авиаотряда С. Н. Скуратов.
Определённый прорыв был совершён в 1984 году. В Кольцово завершилось строительство второй взлётно-посадочной полосы, позволившей принимать «советские аэробусы» Ил-86. С 1987 года широкофюзеляжные лайнеры стали регулярно приземляться в столице Среднего Урала.
В 2009 году длинна ВПП была увеличена, что позволило Кольцово принимать практически все классы воздушных судов. В частности, 14 июня того же года там впервые приземлился Jumbo Jet - Boeing 747.
В 2011 году число авиапассажиров аэропорта Кольцово впервые превысило трёхмиллионную отметку и составило 3,356 миллиона человек. А в течение 2012 года пассажиропоток вырос еще на 12,7% - до 3,783 миллиона человек.
Сегодня воздушная гавань уральской столицы удерживает за собой ведущие позиции в России по пассажиропотоку и количеству самолето-вылетов.
Авиаторы Урала вписали немало славных страниц в историю отечественной гражданской авиации. Здесь и предвоенные десятилетия, и участие гражданских авиаторов в победе советского народа в Великой Отечественной войне, послевоенное строительство, бурное развитие авиации в 70-80 годы прошлого столетия, непростой период перестройки, сегодняшние будни…
История развития гражданской авиации– это не просто череда событий, а летопись самоотверженного труда авиапредприятий Среднего Урала: пилотов, инженеров, бортпроводников, наземного обслуживающего персонала, а также – специалистов, обучающих авиаторов азам и мастерству полётов. Именно они своей каждодневной и внешне совсем не героической работой и делали эту историю. И продолжают делать.
Среди них – Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и Герои Российской Федерации:
Герой Советского Союза Ищенко Николай Александрович.
Пилот Свердловского авиационного отряда на линии ГВФ Москва-Иркутск Ищенко Н.А., ещё в мирное время награжден орденом «Знак Почёта».
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Командир эскадрильи 746-го авиационного полка Авиации дальнего действия. Совершил 135 успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника: Кёнигсберг, Варшава, Хельсинки, Тильзит, Брест, Инстербург, Констанца, Орша, Гомель, Льгов, Вязьма, Бахмач, Псков, Курск, и др.
27 июля 1943 года майору Н. А. Ищенко присвоено звание Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза Даньщин Сергей Петрович.
Родился в селе Полдневая Свердловской области. Закончил Ленинградскую школу летчиков, затем - Ворошиловградскую военную школу пилотов. Работал в должности пилота, затем - командира корабля на авиалинии Иркутск- Москва.
С июля 1941 года воевал в дальней бомбардировочной авиации. В качестве командира экипажа совершил 201 боевой вылет (из них 196 – ночью), участвовал в нанесении бомбовых ударов по военным объектам Берлина, Будапешта, Бухареста. Участник Сталинградской битвы. 25 марта 1943 года Сергею Петровичу Даньщину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Герой Социалистического Труда Кострыкин Александр Александрович.
Лётчик 66-го Киевского штурмового авиационного полка, командир звена 140-го гвардейского штурмового авиационного полка. За храбрость и мужество награжден двумя Орденами Боевого Красного знамени и двумя Орденами Отечественной войны I степени.
С1946 по 1987 гг. - старший диспетчер службы движения аэропорта Кольцово Уральского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР. 9 февраля 1973 года присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Герой Социалистического Труда Уланова Любовь Михайловна.
Закончила Тамбовское лётное училище. В 30-е годы на самолете У-2 вывозила золото с приисков на Чукотке. Во время Великой Отечественной войны в составе санитарной авиации, вывозила раненых в тыл. После войны работала пилотом-инструктором, заместителем командира отряда Уральского управления гражданской авиации. Первая женщина – пилот турбовинтовых самолетов. Любови Михайловне Улановой, первой женщине среди пилотов гражданской авиации, в 1966 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В дальнейшем стала мировой рекордсменкой по дальности полета и грузоподъемности самолета Ил-18, Заслуженным пилотом СССР.
Герой Социалистического Труда Шурло Дмитрий Иванович.
Окончил Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Работал в Уральском управлении воздушного транспорта. Налет более 25 тысяч часов. В1976 г. удостоен звания Заслуженный пилот СССР.
Был командиром экипажа, который перегнал с авиационного завода в Самаре первый Ту-154 для Свердловска. В качестве пилота инструктора ввел в строй 23 командира воздушного судна Ту-154 в Уральском управлении и десятки командиров в 12 Управлениях гражданской авиации СССР для работы на данном типе самолета. 10 марта 1981 года удостоен звания Герой Социалистического Труда. Почётный гражданин г. Свердловска.
Герои Российской Федерации Юсупов Дамир Касимович и Мурзин Георгий Александрович.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2019 года № 390 за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Юсупову Д.К. и Мурзину Г.А. присвоено звание Героя Российской Федерации.
15 августа 2019 года авиалайнер «Airbus А321-211» авиакомпании «Уральские авиалинии» под управлением экипажа в составе командира воздушного судна Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина, вскоре после вылета из аэропорта «Жуковский» столкнулся со стаей чаек, в результате чего вышли из строя оба двигателя. Благодаря умелым и слаженным действиям экипажу удалось благополучно посадить самолет на кукурузное поле. Аварийно-спасательные процедуры были выполнены кабинным экипажем оперативно и на высочайшем профессиональном уровне. Все находившиеся на борту самолета 233 человека, в числе которых 226 пассажиров и 7 членов экипажа, не пострадали.
За отвагу, мужество и самоотверженность, проявленные при спасении человеческих жизней в непредвиденной ситуации, члены кабинного экипажа Вершинина Надежда Павловна, Гончаренко Дмитрий Николаевич, Слякаева Алия Маратовна, Ягодина Яна Игоревна и Ивлицкий Дмитрий Николаевич Указом Президента Российской Федерации награждены орденом Мужества.
Источники информации:
https://www.uralinform.ru/reports/society/166085-grajdanskaya-aviaciya-urala-ot-dirijablei-do-jumbo-...
https://ekb7.ru/avia-micro
https://utc.utk.ru/index/100_let_otechestvennoj_grazhdanskoj_aviacii/0-88
https://m.ru24.net/novosibirsk/303967553/
Но Екатеринбург познакомился с авиацией уже в 1911 году, когда на городском ипподроме состоялись показательные выступления авиатора Васильева, который на своем самолете «Блерио-XI бис» сделал несколько кругов над городом.
В 1917 году создается Екатеринбургский аэроклуб. Его возглавил известный уральский метеоролог и физик Абельс, который с 1885 года был директором Екатеринбургской обсерватории.
В 1917 году от имени аэроклуба военный летчик Муратов просит председателя Екатеринбургской городской думы о помощи в приискании поля для аэродрома и обращает внимание на участок между скотобойней и Уктусским трактом.
Место, где построили аэропорт, горожане звали «Татарской еланью». К такому решению пришли после долгих обсуждений. «Новый аэродром будет расположен на так называемой «Татарской елани». Эта местность находится за чертой города по направлению к Уктусу, в 1,5 верстах от теперешнего аэродрома. На подготовительные работы по оборудованию нового аэродрома УОДВФ отпущено 50 000 рублей», – писали в 1924 году в газете «Уральский рабочий».
В 1925 года была закончена постройка дома для комендатуры аэродрома и посадочной площадки. Но работы притормозили, потому что возник конфликт между Уралавиахимом и Горкомхозом.
Из-за прений аэродром не был готов, поэтому в 1926 году Lufthansa отказалась аттестовать его для воздушной линии Германия - СССР - Китай.
«Характерно, что состояние Свердловского аэродрома произвело на представительство обществ Люфт-Ганза, приезжавшего в Свердловск, такое впечатление, что Люфт-Ганза не решилось включить Свердловск в число остановочных пунктов западно-восточной авиалинии», – пишет «Уральский рабочий» в 1926.
1 августа 1928 года возникает первое в истории нашего города регулярное, пока только почтовое, междугороднее авиационное сообщение. В этот день запускается воздушно-почтовая линии Москва - Новосибирск через Свердловск. Первое авиасообщение со Свердловском было почтовым.
А первые авиапассажиры полетели из аэропорта «Уктус» в августе 1931 года. «Лучшие ударники города принимают воздушное крещение. Они - первые авиапассажиры аэропорта. <...> Уже первые полеты позволяют сказать, что новый аэропорт построен на удачном месте. Абсолютно ровное место подъемов и посадки, широкая площадь поля, полное отсутствие гор и больших холмов вокруг аэродрома – все это делает новый аэропорт одним из лучших в Союзе», – сообщали в «Уральском рабочем» на следующий день.
В 1935 году Уктусский аэропорт стал одной из точек зимнего арктического перелета летчиков Водопьянова и Линделя, в 1936 здесь же приземляется агитсамолет «Крокодил» под руководством товарища Берина.
Строительство аэровокзала Уктусского аэропорта завершено в 1937 году. Тогда же началось строительство нового каменного здания аэровокзала по проекту архитектора Ткач.
«В основу архитектурного оформления положены четкие простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья – летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. В первом этаже разместятся: управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная и пр. Во втором этаже – гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будет гостиная и комната пассажиров, с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов – двухместные. Сейчас уже заложен фундамент и выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьской революции», – сказано в «Уральском рабочем», в выпуске от 24 апреля 1937.
Необходимо отметить, что осенью 1936 года между Москвой и Свердловском было налажено сообщение с помощью аппаратов легче воздуха. Несколько перелётов было совершено в рамках проекта по созданию первой в СССР коммерческой дирижабельной линии. На Уралмашзаводе даже была изготовлена причальная мачта для воздухоплавательных аппаратов.
Крупнейший в стране дирижабль В6 «Осоавиахим» дважды прилетал в Свердловск из Москвы (время в пути – полтора суток), но в феврале 1938 года он потерпел катастрофу и проект закрылся.
Дальнейшее развитие гражданской авиации на Урале шло почти исключительно по пути эксплуатации машин тяжелее воздуха.
Строительство второго аэродрома Свердловска, получившего впоследствии название Кольцово, началось в 1928 году в Арамильском районе.
Аэродром первоначально предназначался для военно-воздушных сил. В 1932 году, когда строительство было закончено, на постоянное базирование в Кольцово прибыли военные самолеты 42-го отдельного авиаотряда из Казани и 33-го отдельного авиаотряда из Самары.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на аэродроме разместился Научно-исследовательский институт ВВС РККА, испытывавший реактивный истребитель Би-1. Через Кольцово пролегала воздушная магистраль «Москва – Уэлькаль», по которой перегоняли американские боевые самолеты, поставляемые по ленд-лизу.
В 1943 году на территории военного аэродрома Кольцово был образован гражданский аэропорт Свердловск. Кстати, в том же году, по слухам, там приземлялся самолёт, на котором президент США Франклин Рузвельт возвращался домой из Тегерана.
Гражданская авиация в Кольцово ведет свою историю с 1943 года, когда начальник Свердловского Аэропорта Воздушной Магистрали Москва-Уэлькаль полковник Белов подписал приказ «О перебазировании Аэропорта Свердловск в Аэропорт Кольцово». Приказом указывалось, что перебазировать Аэропорт Свердловска следует 10 июля 1943 года. Именно эта дата и считается днём рождения гражданской авиации в Кольцово.
Интересно, что в приказе указано о перебазировании, а не об организации. Дело в том, что Аэропорт Свердловска в то время находился на Уктусе. Расположение его было не совсем удачным – он находился в черте города, и, вероятно, в конце 1930 - начале 1940-х годов было принято решение перенести гражданский аэропорт за границы города.
Для этого в 1941 году Военпроект Уральского военного округа разработал проект строительства аэродрома 1-го класса, но в его реализацию внесла коррективы начавшаяся Великая Отечественная война. Новая взлётно-посадочная полоса была закончена 15 октября 1941 года, однако вплоть до середины 1943 года аэропорт использовался только военной авиацией.
В 1943 году, в соответствии с приказом ВВС РККА № 0125, началась совместная эксплуатация аэродрома Военно-воздушными силами и гражданской авиацией. Первым подразделением Гражданского воздушного флота и организатором лётной службы в Кольцово стал 3-й авиационно-транспортный отряд, прибывший 28 августа 1943 года. Авиапарк отряда включал четыре самолёта ЛИ-2, два транспортных СИ-47 и два Ю-52. В годы войны отряд, в основном, занимался оказанием помощи войскам Красной Армии в снабжении оружием и горючим, выбрасывал десант, доставлял грузы и лишь после её окончания полностью приступил к гражданским перевозкам.
В июле 1945 года экипажи 3-го авиационно-транспортного отряда выполнили первые рейсы на самолётах ЛИ-2 в Москву, Минеральные Воды с промежуточными посадками в Казани, Уфе, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде.
Первыми командирами авиаотряда были Н. Г. Порфиров, С. П. Иутин, Ф. Я. Дорогобузов и Селивончик.
В связи с ростом перевозок в аэропорту Кольцово в 1948 году дополнительно организуется 17-й авиационно-транспортный отряд, оснащённый самолетами ЛИ-2. Командирами отряда были Бузовир, В. И. Дыдыкин, Р. И. Барабохин, М. П. Павлов и Герой Советского Союза и Югославии гвардии подполковник А. С. Шорников.
1 сентября 1952 года лётная служба аэропорта Кольцово была реорганизована, и в результате объединения 3-го и 17-го авиаотрядов был образован 120-й авиационный отряд. В разные годы отрядом командовали майор Л. М. Броверман, М. П. Павлов, Н. В. Борисов. Экипажи отряда летали на самолётах ЛИ-2 по воздушным трассам всего Советского Союза, а в зимний период часть экипажей откомандировывалась в Салехард для выполнения полётов по перевозке грузов в районах севера Западной Сибири.
В 1950-е годы в аэропорту Кольцово были проведены большие строительные работы. Начались они при начальнике аэропорта Иване Ивановиче Халимонове и завершились уже при сменившем его на этом посту в 1955 году Петре Петровиче Збыковском.
В первое послевоенное десятилетие ЛИ-2 активно потеснили сугубо отечественные машины - Ил-12 и Ил-14.
В 1949-1950 годах был построен первый капитальный ангар для технического обслуживания самолётов. Его смонтировали из металлоконструкций германского трофейного цеха по производству подводных лодок.
В 1951 году реконструировали лётное поле, была построена новая бетонная взлётно-посадочная полоса для самолётов весом более 50 тонн, построены ещё две бетонные рулёжные дорожки и место стоянки на семь самолётов. В том же году началось возведение типового здания аэровокзала. Он строился по проекту главного инженера Марциницена и главного архитектора Г. А. Елькина и встретил первых пассажиров в октябре 1954 года.
В 1956 году 120-м авиаотрядом началось освоение самолёта для авиалиний малой и средней протяжённости ИЛ-12. Экипаж командира Уральской авиагруппы Р.И. Барабохина перегнал из Новосибирска в Кольцово первый самолет ИЛ-12.
Вместе с фронтовыми лётчиками на ИЛ-12 начали летать авиаторы нового поколения, среди которого были такие лётчики, как Г.Г. Борисов, П.Т. Лахтин, К.В. Третьяков, Д.И. Шурло, Л.А. Панченко, Б.С. Захаров, Б.М. Горюков, Г.И. Шайхутдинов и другие.
В конце 1950-х годов в 120-й авиаотряд поступил новый самолёт ИЛ-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью по 4250 л. с. каждый. Он вошёл в число лучших турбовинтовых пассажирских самолётов не только СССР, но и мира. В Кольцово он эксплуатировался более 20 лет.
В конце 1950-х годах в Свердловском авиаотряде произвели первый набор бортпроводниц.
1 января 1963 года в результате структурных преобразований в Кольцово появилось единое авиапредприятие – Свердловский объединённый авиаотряд Уральского управления гражданской авиации, его командиром стало Пётр Петрович Збыковский.
В 1965 году 120-й лётный отряд Свердловского объединённого авиаотряда возглавил Леонид Александрович Панченко. В это время авиаотряд стал лучшим в структуре Аэрофлота и сохранял эти позиции до распада авиапредприятия в 1990-е годы.
1960-е годы в истории авиаотряда отмечены тремя важными событиями. В 1967 году справа от здания аэровокзала возвели новый пассажирский терминал.
Лётную службу Свердловского авиаотряда преобразовали в два авиаотряда – 120-й и 318-й. В 120-м отряде летали на ИЛ-18, а в 318-м – на АН-12 и на недавно освоенном в авиаотряде АН-24. К этому же времени относятся первые полёты кольцовских авиаторов за границу и в качестве пилотов-инструкторов, и в составе экипажей руководства зарубежных стран. Среди стран, в которых работали наши лётчики: Вьетнам, Гвинея, Афганистан, Судан и др.
В 1970 году Свердловский авиаотряд первым на Урале начал освоение и эксплуатацию самолёта ЯК-40. В этот же год первое место среди авиаэскадрилий Аэрофлота заняла эскадрилья АН-12 Свердловского объединённого авиаотряда, которая получила звание «Авиационная эскадрилья имени 100-летия со дня рождения Ленина» с вручением именной грамоты министерства.
В последующие годы на линиях, связавших Свердловск с городами РСФСР, союзных республик и столицами стран Варшавского договора, работали все лайнеры, ставшие визитными карточками своих эпох.
Это один из первых в мире гражданский реактивный лайнер Ту-104 (созданный на основе стратегического бомбардировщика Ту-16), его младший брат - турбовинтовой Ту-114, также ставший результатом конверсии военного Ту-95 (последний до сих пор находится на вооружении ВВС России).
В 1974 году в связи с уходом на пенсию П.П. Збыковского командиром авиаотряда стал Геннадий Григорьевич Борисов, до этого возглавлявший 120-й лётный отряд.
В том же году в эксплуатацию авиаотряда поступил самолёт Ту-154 - советский трёхдвигательный реактивный пассажирский самолёт для авиалиний средней дальности, находившийся в эксплуатации в Кольцово до 2011 года.
После распада СССР, в 1991 году Свердловский объединенный авиаотряд был преобразован в Первое свердловское государственное авиапредприятие, а в 1993 году произошло разделение Свердловского государственного авиапредприятия на авиакомпанию «Уральские авиалинии» и аэропорт Кольцово.
Авиакомпания «Уральские авиалинии» сохранила за собой парк машин, технические службы, лучшие кадры, многолетний профессиональный опыт и традиции Свердловского авиаотряда. Авиакомпанию и сегодня возглавляет командир Свердловского авиаотряда С. Н. Скуратов.
Определённый прорыв был совершён в 1984 году. В Кольцово завершилось строительство второй взлётно-посадочной полосы, позволившей принимать «советские аэробусы» Ил-86. С 1987 года широкофюзеляжные лайнеры стали регулярно приземляться в столице Среднего Урала.
В 2009 году длинна ВПП была увеличена, что позволило Кольцово принимать практически все классы воздушных судов. В частности, 14 июня того же года там впервые приземлился Jumbo Jet - Boeing 747.
В 2011 году число авиапассажиров аэропорта Кольцово впервые превысило трёхмиллионную отметку и составило 3,356 миллиона человек. А в течение 2012 года пассажиропоток вырос еще на 12,7% - до 3,783 миллиона человек.
Сегодня воздушная гавань уральской столицы удерживает за собой ведущие позиции в России по пассажиропотоку и количеству самолето-вылетов.
Авиаторы Урала вписали немало славных страниц в историю отечественной гражданской авиации. Здесь и предвоенные десятилетия, и участие гражданских авиаторов в победе советского народа в Великой Отечественной войне, послевоенное строительство, бурное развитие авиации в 70-80 годы прошлого столетия, непростой период перестройки, сегодняшние будни…
История развития гражданской авиации– это не просто череда событий, а летопись самоотверженного труда авиапредприятий Среднего Урала: пилотов, инженеров, бортпроводников, наземного обслуживающего персонала, а также – специалистов, обучающих авиаторов азам и мастерству полётов. Именно они своей каждодневной и внешне совсем не героической работой и делали эту историю. И продолжают делать.
Среди них – Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и Герои Российской Федерации:
Герой Советского Союза Ищенко Николай Александрович.
Пилот Свердловского авиационного отряда на линии ГВФ Москва-Иркутск Ищенко Н.А., ещё в мирное время награжден орденом «Знак Почёта».
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Командир эскадрильи 746-го авиационного полка Авиации дальнего действия. Совершил 135 успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника: Кёнигсберг, Варшава, Хельсинки, Тильзит, Брест, Инстербург, Констанца, Орша, Гомель, Льгов, Вязьма, Бахмач, Псков, Курск, и др.
27 июля 1943 года майору Н. А. Ищенко присвоено звание Героя Советского Союза.
Герой Советского Союза Даньщин Сергей Петрович.
Родился в селе Полдневая Свердловской области. Закончил Ленинградскую школу летчиков, затем - Ворошиловградскую военную школу пилотов. Работал в должности пилота, затем - командира корабля на авиалинии Иркутск- Москва.
С июля 1941 года воевал в дальней бомбардировочной авиации. В качестве командира экипажа совершил 201 боевой вылет (из них 196 – ночью), участвовал в нанесении бомбовых ударов по военным объектам Берлина, Будапешта, Бухареста. Участник Сталинградской битвы. 25 марта 1943 года Сергею Петровичу Даньщину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Герой Социалистического Труда Кострыкин Александр Александрович.
Лётчик 66-го Киевского штурмового авиационного полка, командир звена 140-го гвардейского штурмового авиационного полка. За храбрость и мужество награжден двумя Орденами Боевого Красного знамени и двумя Орденами Отечественной войны I степени.
С1946 по 1987 гг. - старший диспетчер службы движения аэропорта Кольцово Уральского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР. 9 февраля 1973 года присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Герой Социалистического Труда Уланова Любовь Михайловна.
Закончила Тамбовское лётное училище. В 30-е годы на самолете У-2 вывозила золото с приисков на Чукотке. Во время Великой Отечественной войны в составе санитарной авиации, вывозила раненых в тыл. После войны работала пилотом-инструктором, заместителем командира отряда Уральского управления гражданской авиации. Первая женщина – пилот турбовинтовых самолетов. Любови Михайловне Улановой, первой женщине среди пилотов гражданской авиации, в 1966 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В дальнейшем стала мировой рекордсменкой по дальности полета и грузоподъемности самолета Ил-18, Заслуженным пилотом СССР.
Герой Социалистического Труда Шурло Дмитрий Иванович.
Окончил Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Работал в Уральском управлении воздушного транспорта. Налет более 25 тысяч часов. В1976 г. удостоен звания Заслуженный пилот СССР.
Был командиром экипажа, который перегнал с авиационного завода в Самаре первый Ту-154 для Свердловска. В качестве пилота инструктора ввел в строй 23 командира воздушного судна Ту-154 в Уральском управлении и десятки командиров в 12 Управлениях гражданской авиации СССР для работы на данном типе самолета. 10 марта 1981 года удостоен звания Герой Социалистического Труда. Почётный гражданин г. Свердловска.
Герои Российской Федерации Юсупов Дамир Касимович и Мурзин Георгий Александрович.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2019 года № 390 за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, Юсупову Д.К. и Мурзину Г.А. присвоено звание Героя Российской Федерации.
15 августа 2019 года авиалайнер «Airbus А321-211» авиакомпании «Уральские авиалинии» под управлением экипажа в составе командира воздушного судна Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина, вскоре после вылета из аэропорта «Жуковский» столкнулся со стаей чаек, в результате чего вышли из строя оба двигателя. Благодаря умелым и слаженным действиям экипажу удалось благополучно посадить самолет на кукурузное поле. Аварийно-спасательные процедуры были выполнены кабинным экипажем оперативно и на высочайшем профессиональном уровне. Все находившиеся на борту самолета 233 человека, в числе которых 226 пассажиров и 7 членов экипажа, не пострадали.
За отвагу, мужество и самоотверженность, проявленные при спасении человеческих жизней в непредвиденной ситуации, члены кабинного экипажа Вершинина Надежда Павловна, Гончаренко Дмитрий Николаевич, Слякаева Алия Маратовна, Ягодина Яна Игоревна и Ивлицкий Дмитрий Николаевич Указом Президента Российской Федерации награждены орденом Мужества.
Источники информации:
https://www.uralinform.ru/reports/society/166085-grajdanskaya-aviaciya-urala-ot-dirijablei-do-jumbo-...
https://ekb7.ru/avia-micro
https://utc.utk.ru/index/100_let_otechestvennoj_grazhdanskoj_aviacii/0-88
https://m.ru24.net/novosibirsk/303967553/
Похожие
материалы
материалы
←
→
День ракетных войск и артиллерии
К материалу →
Фильм "Великая война" рассказывает о главных событиях и сражениях Великой Отечественной войны.
Первая Мировая. 1 Серия. Документальный Фильм.
К материалу →
В 1914 г. пришла война, которой еще не знало человечество. Первая война броневых машин и аэропланов, пулеметов и отравляющих газов.
Памятные даты марта
К материалу →
В газете «Красная звезда» опубликован перечень памятных дат на март 2021 года
Методические рекомендации по проведению мероприятий, приуроченных к Международному женскому дню 8 Марта 2021 года
К материалу →
5-9 марта 2021 года, в рамках празднования Международного женского дня 8 Марта запланированы к проведению многочисленные акции и мастер-классы, в числе которых:
Государственные награды Российской Федерации
К материалу →
Указом Президента Российской Федерации № 442 от 2 марта 1994 года «О государственных наградах Российской Федерации» учреждены:
Памятная дата военной истории России: 3 марта 1799 года русская эскадра под командованием Фёдора Фёдоровича Ушакова взяла штурмом крепость Корфу
К материалу →
Французская революция взорвала непрочный европейский мир. С 1792 г. континент погрузился в пучину войн, продолжавшихся более двух десятилетий.
4 марта 1813 года в период заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. войсками под командованием генерала А.И. Чернышева был взят Берлин
К материалу →
Кампания 1813 года была новой, сейчас забытой нашим народом, страницей воинской славы России, русского оружия и русской дипломатии. Вдохновителем и организатором, а также скрепляющим звеном VI антинап
4 марта 1943 года газета «Красная звезда» опубликовала благодарность Председателя Государственного Комитета Обороны коллективу Завода №8 имени М.И. Калинина
К материалу →
История завода началась в октябре 1941 года с принятия Постановления Государственного Комитета Обороны...
Знаменитые дочери Урала
К материалу →
Уральская земля, словно яркими самоцветами, изобилует талантливыми людьми. Знаменитые дочери Урала… Сколько их, родившихся и живших на уральской земле, внесших свой вклад в развитие и процветание мало
Методическое пособие “Модель школьного добровольческого отряда”
К материалу →
Методическое пособие разработано Ассоциацией волонтерских центров совместно с Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией “Российское движение школьников” и Министерством