Космические традиции Урала

Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года – два знаковых события, предопределившие ход мировой космической истории. Советский Союз сумел первым сделать эти важнейшие шаги в освоении космического пространства не только благодаря предельной концентрации усилий общества и государства, но и вследствие того, что к середине 50-х годов XX века здесь были созданы твердое теоретическое научное обоснование и хорошо развитая промышленная база для решения этих вопросов.

И здесь, конечно же, нельзя не сказать о той роли, которую в создании и укреплении промышленной базы страны, развитии отечественной науки и, как следствие, в освоении космоса сыграл «опорный край державы», как с легкой руки Александра Твардовского вот уже много лет называют Урал.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Урал стал основным арсеналом страны и важнейшей базой размещения промышленных предприятий, эвакуированных из западных районов СССР.

За первые 5 месяцев войны из 1523 эвакуированных предприятий, перебазированных на восток, на Урал было направлено 667 (более 40%). Всего же к осени 1942 года в уральском регионе было размещено 830 промышленных предприятий, 212 из которых приняла Свердловская область. Прибывшие на Урал предприятия занимали промышленные помещения родственных по профилю, осваивали площади, которые хоть как-то можно было приспособить к производству, а зачастую располагались на пустырях и окраинах города и своими силами возводили цеха и административно-управленческие корпуса.

Прежде всего, необходимо отметить, что вряд ли начался бы космический век, если бы не испытания первого самолета с жидкостным ракетным двигателем. Первые его испытания проходили на Урале. В годы войны в уральском поселке Билимбай велись работы по созданию этого самолета. 15 мая 1942 года летчик Григорий Яковлевич Бахчиванджи совершил первый полет. Первый раз в истории человек поднял реактивный самолет в воздух. И произошло это именно на Урале. На базе многих предприятий, прибывших на Урал, были созданы заводы, которые успешно работают здесь и сегодня, в том числе и по реализации космических программ.

Уральский оптико-механический завод создавался на базе прибывшего в Свердловск в ноябре 1941 года из Москвы оптико-механического завода № 217, история которого начинается еще в 1850 года, когда в Москве была открыта торговая фирма Теодора Швабе по продаже и производству геодезических приборов, оптических принадлежностей и медицинских инструментов.

7 октября 1941 года Государственным Комитетом обороны принимается решений об эвакуации из Москвы в Свердловск завода № 217 (бывшего завода «Геофизика»), который был единственным в стране предприятием, способным выполнить любой заказ по производству военной продукции оптического профиля.

За 28 дней в Свердловск было отправлено 10 эшелонов с оборудованием, лабораториями предприятия, полуфабрикатами, материалами, инструментами и технической документацией. 10 тысяч конструкторов, инженеров, рабочих и членов их семей прибыли на Урал. И уже 28 ноября 1941 года производство было запущено.

В годы Великой Отечественной войны на заводе производятся перископические артиллерийские буссоли, авиационные прицелы, упрощенные минные взрыватели, приемники к пулемету «Максим», детали для реактивных минометов, танковые призмы. На сбережения заводчан закупалась сверхплановая продукция, которая отправлялась на фронт. Таким образом за годы войны были вооружены 10 артиллерийских батарей и 4 авиационные эскадрильи.

После окончания Великой Отечественной войны завод приступает и к производству мирной продукции, в первую очередь теодолитов, необходимых для восстановительных работ. Первая партия этих приборов была направлена на восстановление Днепрогэса.

В 1956 году на заводе создается Опытное конструкторское бюро (ныне – Главный научный центр УОМЗ), а в 1964 году завод приобретает открытое название – Уральский оптико-механический завод.

В эти годы на заводе активно ведутся разработки техники для исследования космоса. УОМЗ был единственным в Советском Союзе предприятием, которое выпускало механическую оптику (визуальные приборы) для космических пилотируемых кораблей и орбитальных станций.

Здесь с 1967 года велись разработки визуальных приборов для лунного корабля: ЛВ-1 – лунной вертикали, которая обеспечивала с высокой точностью направление к центру Луны одной из осей космического корабля, широкоугольного визира для обзора пространства в пределах полусферы ВШК и визира пилота – ВП1.

Многие космические корабли уходили в полеты, оснащенные приборами Уральского оптико-механического завода. Эти же прибора использовались на орбитальных станциях «Салют».

Сегодня ОАО «Производственное объединение «УОМЗ имени Э.С. Яламова» – современное наукоемкое производство, лидер отрасли оптического приборостроения, одно из крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

История НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова, которое является сегодня одним из крупнейших в России в области разработки и изготовления систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетной и космической техники, начинается в сентябре 1941 года, когда на базе эвакуированного в Свердловск Киевского радиозавода, образуется Союзный завод № 626. В годы Великой Отечественной войны на нем изготавливаются танковые переговорные устройства.

В 1946 году на завод доставляется трофейное немецкое оборудование и здесь осваивается серийное производство репродукторов, радиоприемников, радиол серии «Урал», самолетных и танковых переговорных устройств, приемных буковопечатающих аппаратов, измерителей помех.

В 1952 году на базе предприятия, в качестве дублера Московского НИИ-885, создается специальное конструкторское бюро СКБ-626, которое начало заниматься разработкой и изготовлением систем управления для баллистических ракет. На предприятие прибывает группа молодых конструкторов, которые имели уже опыт ракетных разработок. В составе группы были будущий академик Николай Александрович Семихатов и известный советский инженер-конструктор систем управления ракетной и космической техники Евгений Валерьянович Замятин.

В 1956 году СКБ-626 и радиозавод преобразуются в Союзный НИИ автоматики и Опытный завод автоматики, где и создаются первые системы управления оперативно-тактическими ракетами и ракетами для вооружения подводных лодок различных модификаций.

Именно в СКБ-626 были разработаны и изготовлены кварцевые резонаторы, испускавшие знаменитые позывные первых искусственных спутников Земли. Это были сдвоенные радиопередатчики мощностью 1 Вт. Их сигнал можно было поймать даже на любительских радиоприемниках. Цех по производству кварцевых резонаторов на НПО автоматики был закрыт лишь в 1991 году, когда они стали не нужны в современных устройствах.

В 1977 году на базе этих предприятий создается Научно-производственное объединение автоматики с большим научно-техническим потенциалом и мощной экспериментальной, производственной и испытательной базой.

Именно здесь впервые в Советском Союзе в бортовых системах управления ракетных комплексов стали использоваться цифровые вычислительные машины и впервые в мировой истории создаются системы управления с астрокоррекцией и коррекцией с помощью навигационных спутников Земли, а также создаются системы, использующие информацию о рельефе местности.

Многие разработки НПО автоматики в области ракетно-космической техники отмечены Ленинскими и Государственными премиями СССР.

За заслуги в области ракетно-космического приборостроение НПО автоматики награждено Орденом Трудового Красного Знамени (1961 г.) и орденом Октябрьской Революции (1975 г.).

Сегодня НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова активно участвует в разработке космической тематики по программам Федерального космического агентства. Здесь создаются системы управления для средств выведения полезной космической нагрузки ракет-носителей тяжелого, среднего и легкого классов, доразгонных ступеней, орбитальных блоков, спускаемых аппаратов.

На НПО автоматики разработан бортовой комплекс управления для космических аппаратов «Экспресс», «Тубсат», проведена разработка систем управления модернизированной ракеты-носителя среднего класса «Союз-2», которая в 2004 году была запущена с космодрома «Плесецк», а в 2006 году – космодрома «Байконур».

На НПО автоматики, совместно с КБ Государственного ракетного центра имени В.П. Макеева разработаны проекты системы управления экологически чистой ракеты «Рикша» и ракетно-космической системы «Прибой», предназначенной для запуска научных, коммерческих и иных искусственных спутников Земли с поверхности моря без сооружения стационарного стартового комплекса.

Предприятие занимается разработками систем управления для ракеты-носителя и стартовой позиции космодрома «Восточный».

Заслуги сотрудников НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова в области разработки космической техники в августе 2012 года были отмечены медалями «За заслуги в освоении космоса», которыми были награждены Л.Н. Бельский, А.М. Ананьин, Ю.Е. Гольмгрен, В.В. Деревягин.

Предприятие Пневмостроймашина, которое сегодня является лидером в производстве силовой гидравлики, было основано в 1915 году как Московский аэротехнический завод и до 1941 года было единственным в стране заводом по производству металлических винтов-пропеллеров для авиационной техники. В 1941 году завод был эвакуирован в Свердловск, где производил авиационную технику. В 1946 году за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С 1955 года предприятие освоило выпуск заправщиков и технологического оборудования для ракетно-космической техники.

На базе оборудования Охтинского химического комбината был создан Свердловский завод пластмасс. В годы Великой Отечественной войны он стал единственным производителем смол для изготовления авиафанеры и дельта-древесины для авиации. Кстати, именно из дельта-древесины были изготовлены и воздушные рули, устанавливаемые на блоки первой ступени ракеты-носителя Р-7, знаменитой «семерки» С.П. Королева, которая вывела в космос и первый искусственный спутник Земли и космический корабль «Восток» Ю.А. Гагарина.

Уральский компрессорный завод, который был создан в 1933 году как Свердловский областной завод дорожного машиностроения и выпускал снегоочистители, грейдеры и другую дорожную технику, с началом Великой Отечественной войны принял часть оборудования Воронежского завода «Коминтерн» и смоленского завода «Дормаш». Уже в начале 1942 года здесь было освоено производство реактивных минометов, а в 1944 году – аэродромных компрессорных станций АКС для заправки сжатым воздухом систем боевых самолетов.

Впоследствии заводом было освоено производство компрессорного оборудования для заправочных систем космических аппаратов.

Крупнейший на Урале завод, который часто называют «флагманом отечественного машиностроения», Уральский завод тяжелого машиностроения был введен в строй в 1933 году. До начала Великой Отечественной войны здесь производилось оборудование для горных и металлургических предприятий: доменное оборудование, агломерационные машины, прессы, прокатные станы, экскаваторы, краны. При этом большая часть продукции изготовлялась по индивидуальным заказам. Одновременно здесь был освоен и выпуск 122-мм гаубиц М-30 конструкции Ф.Ф. Петрова.

С началом войны в короткие сроки цеха завода реконструируются, и в них начинается крупносерийное производство бронетанковой техники. Здесь внедряется целый ряд новых технологических решений: скоростная автоматическая сварка, литье и штамповка танковых башен, поточные методы сборки. Все это позволило уже в начале войны перейти к выпуску бронекорпусов тяжелых и средних танков, с 1942 года начать полный цикл производства танков Т-34, а впоследствии – самоходных артиллерийских установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100, на базе танка Т-34. Параллельно продолжалось и производство бронекорпусов для танков, в том числе и тяжелых ИС-2, ИС-3 и самоходных артиллерийских установок ИСУ-152.

Всего же за четыре военных года здесь было изготовлено более 600 единиц бронетанковой техники, свыше 19000 бронекорпусов средних и тяжелых танков. Резко увеличился и выпуск 122-мм гаубиц М-30, а в 1943 году был освоен выпуск 152-мм гаубиц Д-2. Кроме этого «Уралмаш» изготовлял литые заготовки для танковых двигателей, винты для боевых самолетов, корпуса для снарядов реактивных минометов.

Заслуги коллектива «Уралмаша» в годы Великой Отечественной войны отмечены орденом Трудового Красного Знамени (1942 г.), двумя орденами Ленина (январь 1944 г., ноябрь 1944 г.), орденом Отечественной войны I степени (1945 г.), орденом Красного Знамени (1945 г.). Всего же на знамени завода 11 (!) советских и иностранных орденов. Сам по себе – факт уникальный.

Сегодня машиностроительная корпорация «Уралмаш» – ведущее российское предприятие тяжелого машиностроения, выпускающее оборудование для металлургии, горнодобывающей, нефтегазодобывающей промышленности и других отраслей.

С помощью оборудования этого предприятия в России осуществляется добыча и переработка более 75% железной руды, разливка почти 70% российской стали, разливаемой непрерывном способом, выпуск всех железнодорожных рельсов и двух третей холоднокатаного стального листа, добыча 80% нефти и 50% природного газа, добыча 50% угля, добываемого открытым способом.

Машины и оборудование, изготовленные на «Уралмаше», работают в 42 странах Европы, Азии и Латинской Америки.

Именно на заводе «Уралмаш» были созданы штампы повышенной прочности, на которых были отштампованы полусферы первого искусственного спутника Земли, который был запущен 4 октября 1957 года.

Существует любопытная легенда. Когда корпус был готов, его приехал смотреть Сергей Павлович Королёв. Посмотрев, спросил: «Кто варил?». Из толпы вышел человек. Королев: «Вручную?». Тот подтвердил, что вручную. Королев же заметил, что теперь начинается новая эпоха для человечества, и уже нельзя работать кустарно.

Знаменитый Нижнетагильский Уралвагонзавод, построенный в 1931-1936 годах, к июню 1941 года обладал большими производственными мощностями, солидной энергетической и металлургической базой. Именно поэтому Государственным Комитетом Обороны СССР было принято решение об эвакуации сюда 11 предприятий из Харькова, Москвы, Мариуполя, Сталинграда, Бежицы и других городов западной части страны, которые были объединены в Уральский танковый завод.

Чуть более двух месяцев потребовалось заводу для начала выпуска лучшего среднего танка Второй мировой войны – Т-34.

Здесь же всю войну проработал и коллектив Киевского института электросварки под руководством академика Е.О. Патона, что позволило уже к 1942 году внедрить автоматическую сварку для сваривания танковой брони, увеличив в 5 раз производительность труда и значительно повысить прочность свариваемого шва.

Всего же за годы Великой Отечественной войны заводом было выпущено 35 тысяч танков Т-34.

Кроме танков завод выпускал авиационные бомбы, артиллерийские передки, детали для реактивных минометов, бронекорпуса для штурмовиков Ил-2, которые использовались и на двух авиационных заводах, работавших в Нижнем Тагиле.

В 1952 году, с началом разработки и производства ракетно-космической техники, завод получил заказ на изготовление железнодорожных цистерн для перевозки жидкого кислорода, который использовался в качестве окислителя в ракетных двигателях. Для этого в составе предприятия было образовано Особое конструкторское бюро (ОКБ-250) во главе с главным конструктором Мефодием Николаевичем Веремьевым, который впоследствии стал первым в Нижнем Тагиле лауреатом Ленинской премии.

Предприятие Уралвагонзавод внесло значительный вклад в проектирование и производство систем и оборудования для запуска искусственных спутников Земли и пилотируемых космических кораблей, а также для многоразовой космической системы Энергия – Буран.

В годы Великой Отечественной войны в Свердловске в эвакуации находился Государственный астрономический институт имени П.К. Штенберга. Здесь были развернуты необходимые для народного хозяйства и обороны Служба времени и Служба Солнца. Институтом проводились специальные вычислительные работы для штурманских служб Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота.

В 1957 году в Свердловске при Уральском университете была основана станция наблюдения за искусственными спутниками Земли. Три года спустя, в 1960 году в УрГУ открыли кафедру астрономии и геодезии. И, наконец, в 1963 году началось строительство обсерватории близ станции Коуровка. Она была открыта в 1965 году. Первым руководителем Коуровской обсерватории стала профессор К.А. Бархатова. Сейчас Коуровская обсерватория носит ее имя. Это единственная астрономическая обсерватория на Урале.

И сегодня ряд уральских предприятий продолжает свои космические традиции.

 Источники:

https://nashural.ru/article/istoriya-urala/ural-i-kosmos/

https://ngzt.ru/posts/den-kosmonavtiki-v-ekaterinburge-chto-svyazyvaet-stolitsu-urala-i-kosmos

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама