Материал для проведения Урока Мужества "Подвиг блокадного Ленинграда"

Одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны является блокада Ленинграда фашистскими войсками, которая длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года.

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной.

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Это был 79-й день Великой Отечественной войны.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.

Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

На 12 сентября 1941 года Ленинград располагал следующими запасами:

хлебное зерно и мука — на 35 суток;

крупа и макароны — на 30 суток;

мясо и мясопродукты — на 33 дня;

жиры — на 45 суток.

Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли:

рабочим — 800 г;

служащим — 600 г;

иждивенцам и детям — 400 г.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения.

Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел.

Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Капитуляцию города немцы принимать не собирались. “Нацистское руководство исходило из того, что город штурмовать не нужно, дабы избежать потерь среди личного состава, но при этом и не принимать капитуляции, поскольку капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении, — поясняет историк Никита Ломагин. – Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнем, а затем и огнем на уничтожение”.

Немецкие историки в своих исследованиях после войны старались найти оправдание такой тактике. «Долгое время в западногерманской историографии господствовало мнение, что Ленинград был городом-крепостью, а раз это был город-крепость, то и, соответственно, с ним можно было поступать как с военным объектом, и голод можно было использовать как средство ведения войны, он не был запрещен международным гуманитарным правом», – отмечает Ломагин.

Позднее, однако, историки ФРГ признали, что фактически блокада Ленинграда была геноцидом, то есть войной на уничтожение всех тех, кто в этом городе находился.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей.

В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.

Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

В ноябредекабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики всего 125 граммов.

Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка рабочим на 100 граммов, остальнымна 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.

Осеньзима 19411942 годов самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял.

С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Всего лишь 3% населения погибло от бомбежек, остальные 97% – от голода. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных.

Люди ели все, что можно было съесть: цветы (из них делали лепешки), растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб.

 Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.

Голод – не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования. Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды.

Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи.

Ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо.

О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. «Кто ложился, тот больше никогда не вставал».

В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома. Лежачим затапливали печь, согревали воду. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали…

От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской.

На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.

Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы.

Накануне Великой Отечественной войны Ленинград был крупнейшим индустриальным, научным и культурным центром нашей страны. Активно развивалось тяжёлое электромашиностроение и станкостроение, развивалось современное судостроение и приборостроение. Строились новые предприятия. Заводы и фабрики реконструировались и оснащались лучшим оборудованием.

Естественно, что с началом войны роль предприятий Ленинграда существенно возросла. Город, располагающий огромным производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, должен был быстро наладить выпуск различного вооружения, боеприпасов, снаряжения, дать фронту необходимую технику.

С июля 1941 по октябрь 1943 года из Ленинграда было эвакуировано 92 крупнейших предприятия различных отраслей промышленности, мощность ленинградской промышленности уменьшилась на 70% по сравнению с довоенным уровнем.

На начало 1941 года в Ленинграде действовало около 1000 фабрик и заводов. За время войны 840 промышленных предприятий были выведены из строя. Но и в самые суровые годы в Ленинграде работало порядка 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы. Выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной продукции.

Вот только несколько оборонных предприятий Ленинграда, работавших в годы блокады:

 Кировский завод

Осенью 1941 года большая часть оборудования было эвакуировано на Урал, где было развернуто массовое производство «танков Победы» – тяжелых танков серий КВ и ИС, а также самоходных артиллерийских установок (САУ) на их базе.

В эвакуации Кировский завод сделал для победы очень многое. В Челябинск и Свердловск со станками прибыли 15 000 рабочих с семьями. Их силами предприятие дало фронту 18 000 танков и десятки тысяч комплектующих к ним. Именно здесь разработали и поставили на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей.

Но часть производственных мощностей оставалась в осажденном городе.

Здесь, в 4-х километрах от передовой, Кировский завод был одним из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. 2,5 тыс. заводчан умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. Несмотря на это, ни на день не прекращался выпуск продукции для фронта.

 Адмиралтейские верфи

В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 т. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов.

Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготовили для нужд фронта около 3 000 комплектов тралов, 8 000 патронов для тралов, 120 000 морских мин МШ-120, 300 якорных мин, 1 500 минометов МБ-82, 30 000 металлических и саперных лопат, 900 буев для тралов, 80 000 корпусов снарядов, мин, авиабомб, 18 300 единиц деталей для танков было поставлено Кировскому заводу. Самоотверженный труд коллектива верфи по выполнению фронтовых заказов, строительству и ремонту боевых кораблей получил высокую оценку. В 1946 г. коллективу Адмиралтейского завода было передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны СССР. В 40-ю годовщину Победы Ленинградское Адмиралтейское объединение было награждено орденом Отечественной войны 1 степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и ВМФ в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время предприятие продолжало строить подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения.

 Обуховский завод

В первый день войны, на заводе, как и на других предприятиях Ленинграда, состоялись митинги. Около 6000 работников предприятия ушло на фронт. В первые месяцы войны сильно изменился состав работников завода.

Ушедших на фронт мужчин на всех участках производства заменили женщины (к декабрю 1941 года доля женского труда составляла от 30 до 50% в разных цехах) и подростки от 13 до 15-ти лет. Вернулись к станкам и мартеновским печам ветераны. Работа на заводе не прекращалась ни днем, ни ночью. Несмотря на значительное сокращение численности личного состава, завод не снижал темпов производства: за июль-август месяцы 1941 года сталевары выплавили металла столько же, сколько за 1-е предвоенное полугодие.

Это предприятие, в отличие от остальных, не эвакуировали. Завод работал для фронта и одновременно сам был частью фронта. На территории завода были возведены оборонительные укрепления, огневые точки, в стенах цехов пробиты стрелковые амбразуры. Наступило самое трудное время — зима 1941-1942 г.г. Остановились прокатка, кузница, сталефасонный и мартеновский цеха. Законсервировав оборудование остановившихся цехов, люди уходили на другие участки производства.

С 4 сентября 1941 года по 1944 год на завод было сброшено более 3500 артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб. Несмотря на отсутствие топлива и почти полное отключение электроэнергии, обстрелы и бомбежки, большую смертность людей от истощения, завод не прекращал работы. При свечах и коптилках, вручную сборщики ремонтировали прибывающие с фронта искалеченные орудия. С ноября 1941 года по апрель 1942 года большая группа работников завода работала на постройке и обслуживании Дороги жизни, на переоборудовании 5-й ГЭС с угля на торф и на подаче топлива.

В военные годы завод бесперебойно снабжал армию орудиями, минами, снарядами: было изготовлено более 20 тысяч бронетанковых и фугасных снарядов калибра 130, 160, 305, 356 и 406 мм; выпущено более 90 тысяч деталей для реактивных мин М-13 (Катюша), 11 тысяч разных деталей для пулемета «Максим», 125 тысяч мин калибра 82 мм; создано 30 новых артиллерийских батарей на железнодорожных платформах, оснащенных двумя или четырьмя главными орудиями до 152 мм включительно; во 2-м квартале 1944 года налажено серийное производство противотанковой пушки калибра 100 мм.

В годы Великой Отечественной войны погибло от бомбежек и умерло от голода более 4-х тысяч работников завода. 5898 работников завода было награждено медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», из них 524 человека посмертно, 3201 человек награждены медалью «За оборону Ленинграда». 16 сентября 1945 года за беспримерный трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, за выпуск военной продукции для фронта завод был награжден орденом Красного Знамени.

Известие о том, что зимой 1941-42 года в Ленинграде, несмотря на голод, не закрывается военное производство, шокировало даже Гитлера. Он не ожидал, что противостоять ему будет такой самоотверженный и мужественный народ.

К концу 1943 г. в осажденном городе полностью или частично действовали 186 промышленных предприятий.

Несмотря на многочисленные трудности по сравнению с 1942 г. производительность выросла на 60%.

Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.

27 июня 1941 года на совещании секретарей райкомов ВКП (б) Ленинграда были одобрены подготовленные рекомендации на формирование соединений народного ополчения. В соответствии с этими рекомендациями было решено сформировать армию в количестве 200 000 человек, формируя в каждом районе Ленинграда 10-12-тысячную стрелковую дивизию, а также ряд частей специального назначения.

Уже на 2 июля 1941 года в части формирующейся армии зачислено 45 183 добровольцев, на 4 июля 1941 года число добровольцев достигло 77 413 человек, на 6 июля 1941 года — 96 776 человек.

4 июля 1941 года было принято решение о формировании вместе с дивизиями четырнадцати пулемётно-артиллерийских батальонов.

10 июля 1941 года первое соединение армии – 1-я дивизия народного ополчения отбыла на фронт, а уже 26 июля 1941 года вступила в бой на Лужском оборонительном рубеже по с авангардами 56-го моторизованного корпуса.

1-я дивизия народного ополчения формировалась с первых дней войны в Ленинграде из добровольцев, 1-й стрелковый и артиллерийский полки, медсанбат были сформированы из рабочих и служащих Кировского завода, 2-й стрелковый полк сформировал коллектив Судостроительного завода имени А.А. Жданова, 3-й стрелковый полк формировался на базе торгового порта и ряда мелких предприятий Кировского района.

 На 9 июля 1941 года в дивизии было 10431 человек, по штату полагалось иметь 14926 человек.

К 18 августа 1941 года дивизия потеряла три четверти своего состава, всю артиллерию и почти все боеприпасы.

Отдельно необходимо остановиться на Ладожской «Дороге жизни».

Осенью 1941 года на Ладожском озере из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек.

Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

 Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью – электрокабель.

Несмотря на тяжелейшие условия в городе на Неве продолжали работать учреждения культуры.

 Государственный Эрмитаж

С первого дня войны все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники, технические служащие – все принимали участие в упаковке ценностей, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к ним на помощь пришли сотни людей, которые любили Эрмитаж…

Это была самомобилизация всей ленинградской интеллигенции: профессора Академии, искусствоведы, старые и молодые художники пришли сюда по зову сердца. К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать. Работы велись круглосуточно.

Для эвакуации ценностей музея были подготовлены ящики, каждый из них имел свой номер и список предметов, которые должны быть в нем помещены. Эти ящики стояли на полу, и все время приходилось наклоняться. Вскоре у многих появилось носовое кровотечение.

Тогда на Урал, в составе двух эшелонов, было отправлено более миллиона произведений искусства.

Первый эшелон прибыл в Свердловск 6 июля 1941 г., второй – 30 июля. В Ленинграде продолжалась работа по упаковке третьего эшелона, когда вокруг города замкнулось кольцо блокады.

Для защиты от воздушных налетов и обстрелов в Эрмитаже были сформированы подразделения гражданской обороны, а в надежных подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых до начала 1942 г. постоянно жили около двух тысяч человек.

И хотя Эрмитаж как музей не работал, его сотрудники продолжали вести научную деятельность и даже устраивать лекции по искусствоведению.

Во время блокады они провели научные заседания, посвященные памяти двух выдающихся поэтов Востока – Низами и Алишера Навои. Всей этой работой руководил директор Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели.

Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

 Творческие коллективы блокадного Ленинграда

Несмотря на военное положение в Ленинграде, жители города-фронта не утратили интереса к культуре.

Посещая театр, слушая веселую музыку и шутки, ленинградцы на какое-то время освобождались от бремени тяжелых дум. К суровой действительности их возвращали предупреждения о воздушной тревоге, которые, порой, прерывали спектакли и вынуждали зрителей и артистов покинуть храм искусств.

Ежедневно ленинградские газеты публиковали театральную афишу, и эта информация была не менее востребована, чем сводки с фронта.

Современники вспоминали, что редкий спектакль в блокадных театрах проходил без перерывов, вызванных воздушной тревогой; иногда артисты, чтобы подбодрить публику, со сцены шутили на тему обстрела.

В таких случаях в представлении объявляли перерыв, на время которого зрители спускались в бомбоубежище, а актеры, в гриме и костюмах, отправлялись на крыши дежурить и тушить «зажигалки».

 По окончании воздушной тревоги публика возвращалась в зал, и спектакль продолжался.

19 августа 1941 года, в разгар наступления немецкой армии, началась эвакуация театральных коллективов Ленинграда. В Пермь и Ташкент выехала труппа Кировского театра, коллективы хореографического училища им. Вагановой и Консерватория.

К осени были эвакуированы в тыл почти все театральные и музыкальные коллективы. Выехали БДТ и Академическая капелла.

Остались только Театр музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета. Особым явлением в искусстве блокадного Ленинграда был театр народного ополчения.

 Театр народного ополчения

Деятельность различных творческих коллективов, а также отдельных исполнителей в годы Великой Отечественной войны имела особую ценность. Выступления артистов существенно поднимали боевой настрой солдат, подчёркивали важность их дела – освобождения Отечества от захватчиков, отогревали сердца и души людям, которые долгое время слышали не песни, а грохот канонады, видели не танцы и театральные сценки, а горькие последствия войны. Артисты, помимо прочего, были своеобразными посланцами, связывавшими город и фронт, ленинградцев и бойцов на передовой.

Блокадным артистам удалось связать, казалось бы, противоположные понятия: культура и война.

Первым военным объединением артистов стал Театр народного ополчения, созданный по инициативе Николая Константиновича Черкасова вскоре после того, как 28 июня 1941 г. была сформирована Ленинградская армия народного ополчения.

После расформирования ЛАНО 23 сентября 1941 г. был расформирован и творческий коллектив. На его месте возник Военный театр при Доме Красной Армии им. С.М. Кирова – “Агитвзвод” с делением на театральные бригады.

Позднее они выделились в самостоятельные творческие объединения. Евгений Павлович Гершуни возглавил фронтовой цирк, Аркадий Ефимович Обрант создал танцевальный агитвзвод, Александр Викторович Пергамент руководил Театром Краснознамённого Балтийского флота.

Позднее был основан ансамбль Красной Армии Ленинградского фронта, много выступавший на фронте и в осаждённом городе.

По статистическим данным, только за период с 23 июня 1941 г. по 1 января 1942 г. в Ленинграде состоялось 3760, а на фронте – 6680 концертов.

 Ленинградская эстрада

Всего за годы Великой Отечественной войны Ленинградской эстрадой было дано свыше 12 180 концертов. Вспоминая ленинградских артистов, живших и работавших в условиях блокады, нельзя забывать, что они, как и все горожане, страдали от голода.

«Они были похожи на дистрофиков, – писал в мемуарах командир одного из подразделений Ленинградского фронта, – Я спросил: “Как, товарищи, вы сейчас покушаете, а потом будете выступать, или сначала выступать, а потом кушать?” А они с укоризной посмотрели на меня и чуть ли не в один голос сказали: “А можно сначала покушать, а потом выступить и опять покушать?» Жизнь артистов и музыкантов в условиях осады и повальной дистрофии была каждодневным преодолением невозможного — ведь они должны были, испытывая все тяготы, откуда-то брать эмоции, чтобы поднимать боевой дух людей.

Главный дирижер Оркестра Радиокомитета Карл Элиасберг, поддерживая в коллективе железную дисциплину, объявил, что уважительной причиной неявки на репетицию может быть только смерть музыканта.

И таких «уважительных причин» было за войну немало. Но коллектив продолжал играть — и у микрофонов студии Дома радио, и в Филармонии.

Здесь исполнялась русская и европейская классика. В одной программе с Глинкой мог прозвучать Бетховен, который тоже был на стороне защитников города.

Пианист Александр Данилович Каменский, не покинувший родной город, выступал в блокаду с сольными программами. Актом настоящего мужества стало его выступление 14 декабря 1941 года в Большом зале Филармонии, когда он исполнил с оркестром Первый фортепианный концерт Чайковского. Публика сидела в верхней одежде, в валенках, а Каменский вышел на сцену в концертном фраке и был, как всегда, безупречен.

Не воспользовались правом уехать в тыл и ведущие солисты оперы Кировского театра Софья Преображенская и Павел Андреев. В составе концертных бригад они выступали во фронтовых частях и в осажденном городе. Софью Петровну, которая называла себя «мобилизованной», включили в бригаду политуправления Балтфлота.

 Блокадная оперетта

Быть может, самым заразительным источником творческого оптимизма в годы блокады был Театр музыкальной комедии. Здесь шли «Марица», «Свадьба в Малиновке», «Продавец птиц».

Даже в минусовую температуру, когда у артистов в коробочках замерзал грим, на сцене появлялись дамы в открытых платьях. Обмахиваясь веерами, они изображали невыносимую жару…

В труппе были свои любимцы публики — Лидия Колесникова, Валентин Свидерский, Нина Пельцер. Тассовец Семен Фонарев, блокадный подросток, живший рядом с театром, рассказывал, как по просьбе взрослых носил на служебный вход в театр записочки, адресованные кумирам.

В середине января 1942 года в работе театра был сделан перерыв из-за перебоев с электроэнергией. Спектакли возобновились в марте и привлекли множество публики. 4 и 5 марта в театре ставили Имре Кальмана — «Сильву» и «Баядеру».

Сохранились свидетельства о том, что зал ленинградской Музкомедии ежедневно был переполнен, бывали даже случаи, когда люди меняли хлеб на театральные билеты, причем за один билет на оперетту давали порой до 400 граммов хлеба, который был в те дни главным сокровищем жителей осажденного города.

Характерной чертой ленинградского театра в первую блокадную зиму было отсутствие аплодисментов – истощенная публика, собиравшая последние силы, чтобы посетить спектакль, просто не находила сил, чтобы аплодировать, поэтому люди в знак благодарности вставали с мест и молча приветствовали исполнителей.

Когда в конце сорок первого в соседний с Музкомедией дом попала бомба, труппа переехала под надежную крышу Пушкинского театра, коллектив которого находился в эвакуации.

Здесь летом 1942 года прошла первая оперетта о войне и партизанах — «Лесная быль». А в день годовщины Октябрьской революции — 7 ноября 1942 года — театр показал премьеру героической оперетты «Раскинулось море широко» о балтийских моряках и быте осажденного города.

Эту пьесу сочиняла бригада из трех драматургов во главе со Всеволодом Вишневским. В день, когда художественный руководитель театра Николай Янет после ряда переделок принял пьесу, Вишневский записал в дневнике: «Янет взят!». Музыку к спектаклю ударными темпами сочинила бригада из трех композиторов, которой руководил Николай Минх.

Артисты Музкомедии дали в блокаду — и на передовой и в городе — сотни шефских концертов. Театр жил активной творческой жизнью. Полноценный репертуар, первоклассные исполнители, работа над новыми постановками – все определяло высокий творческий тонус. Несмотря на тяжелые условия работы, качество постановок было отличным. Слушатели были рады каждому спектаклю.

В театр приходило много писем с благодарностью за хорошую работу и за доставленное удовольствие.

 Конец 1941 года и начало 1942-го – кульминация героической трагедии Ленинграда. Январь и февраль – месяцы массовой смертности. В январе Музкомедия еще работала, и это был единственный музыкальный коллектив, продолжавший открытые выступления.

В конце месяца перестала поступать электроэнергия и спектакли прекратились. В феврале концертно-театральная жизнь Ленинграда замерла. Но уже существовали предпосылки к ее возрождению: активно действовала ладожская Дорога жизни.

3 марта 1942 года «Ленинградская правда» поместила небольшое объявление о возобновлении работы Театра музыкальной комедии. На каждом отразилось перенесенное и пережитое, однако театр вновь действовал и давал по два спектакля в день! И готовил новые постановки. Через месяц после того, как возобновление спектаклей в Музкомедии нарушило мертвое молчание, воцарившееся в Ленинграде в середине первой блокадной зимы, в городе начался концертный сезон.

 Блокадный театр

Так как в Ленинграде не оставалось драматических и оперно-балетных театров, власти решили создать новый коллектив, который мог бы работать в разных жанрах.

18 октября 1942 года в помещении Театра комедии на Невском открылся Городской театр. В труппу вошли остававшиеся в городе артисты. Первым спектаклем стала постановка «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Она прошла более 60 раз! Однажды в зале погас свет. Паники не было, но артисты растерялись. И вдруг кто-то из зрителей зажёг карманный фонарик, потом появился второй луч, третий, десятый. Спектакль доиграли. Такие случаи повторялись, пока не установили аккумуляторную батарею. Театр выбирал пьесы о войне: «Фронт» Корнейчука, «Нашествие» Леонова, «Жди меня» Симонова. Но появилась и «Женитьба Бальзаминова», и «Вечер водевилей». А затем – оперные и балетные постановки. Безликое название Городской не прижилось, ленинградцы окрестили театр Блокадным.

 Симфония мужества

Враг окружил Ленинград со всех сторон. Целый год он душил его железной блокадой, осыпал бомбами и снарядами, умертвлял голодом и холодом. И стал готовиться к последнему штурму. Уже напечатаны были во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города – 9 августа 1942 года.

Но враг не знал, что несколько месяцев назад в осаждённом городе появилось новое «секретное оружие». Его доставили на военном самолёте с медикаментами, которые так нужны были больным и раненным.

Это были четыре больших объёмистых тетради, исписанными нотами. Их с нетерпением ждали на аэродроме и увезли, как величайшую драгоценность. Это была Седьмая симфония Шостаковича!

Дмитрий Шостакович встретил войну в Ленинграде и уже в первые недели стал писать Седьмую симфонию, посвящённую родному городу. В середине октября, ослабевший от голода, с двумя малолетними детьми композитор был эвакуирован в Куйбышев, где закончил симфонию.

В июле 1942 года партитуру специальным самолётом доставили в Ленинград. Лётчик Литвинов прорвался сквозь огонь вражеских зениток, но когда нёс партитуру в Радиокомитет, попал под обстрел и был ранен. Однако задание выполнил.

Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг, высокий и худой человек, взял в руки заветные тетради и стал их просматривать, радость на его лице сменилась огорчением. Чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему нужно было 80 музыкантов! Только тогда мир услышит её и убедится, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создающий такую музыку, непобедим. Но где взять такое количество музыкантов? Дирижёр горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы.

И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижер, шатаясь от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов.

Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой, где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. “Да он же живой!” – воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение Седьмой было бы невозможным – ведь он должен был выбивать барабанную дробь в “теме нашествия”.

С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках – у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень. Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь.

Это была самая короткая в мире репетиция, продолжавшаяся всего пятнадцать минут, – на большее у них не было сил. Но эти пятнадцать минут они играли! И дирижер, старавшийся не упасть с пульта, понял, что они исполнят эту симфонию. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были как чугунные, но музыка-то звучала! Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл.

Несмотря на то, что на время репетиций – два месяца – музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько артистов не дожили до концерта.

И был назначен день концерта – 9 августа 1942 года. В день премьеры фашисты не смогли обстреливать город, потому что командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров отдал приказ нашим артиллеристам подавлять их орудия самым интенсивным огнём. Все 80 минут, пока звучала симфония, не было воздушной тревоги.

А ведь именно 9 августа по плану фашистского командования город должен был пасть. На этот день был даже назначен парад войск. Однако вместо немецких маршей по громкоговорителям транслировали Ленинградскую симфонию, её слышали и в наших, и в немецких окопах.

Карл Элиасберг вспоминал: «Отзвучала музыка. В зале раздались аплодисменты. Не дай Бог мне ещё услышать такие: руки людей еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест. Но мы понимали, что это овации в честь автора симфонии, в честь героев-музыкантов».

 Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе операции «Искра». Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 811 километров.

По южном уберегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву.

В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Кстати, одним из руководителей обороны, а затем и прорыва блокады Ленинграда был Герой Советского Союза Иван Иванович Федюнинский.

В сентябре 1941 г. его назначают заместителем командующего Ленинградским фронтом и одновременно командующим 42-й армией. После отъезда Г.К. Жукова в октябре 1941 г. временно командовал фронтом, затем, 27 октября, назначен командующим 54-й армией, которая принимала активное участие в Тихвинской оборонительной и Тихвинской наступательной операциях.

В 1942 г. 54-я армия под его командованием участвовала в Любаньской операции, в ходе которой понесла тяжёлые потери. В июне 1942 г. Федюнинскому присваивают воинское звание генерал-лейтенанта. С апреля 1942 г. он на Западном фронте командует 5-й армией, а в октябре этого же года его назначают заместителем командующего Волховским фронтом. Ставка ВГК возложила на Федюнинского персональную ответственность за прорыв блокады Ленинграда на правом крыле Волховского фронта. В ходе операции «Искра» по прорыву Шлиссельбургско-Синявинского выступа он получил тяжёлое ранение.

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60100 км.

 27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек).

Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза.

Медалью «За оборону Ленинграда», которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек.

Первых участников «Битвы за Ленинград» наградили в июне 1943 года – пять месяцев спустя после прорыва блокады, когда город продолжал сдерживать осаду вражеских войск и флота. Примечательно, что знаки отличия для своих героических сограждан отчеканил местный Монетный двор. Собственно, восстановление работы ЛМД началось именно с изготовления «оборонных» медалей. В первые списки кандидатов на награждение вошло около 100 000 человек.

Вручалась медаль всем героическим защитникам города, независимо социального статуса, возраста и рода деятельности. Так, среди награждённых этой медалью 15 000 несовершеннолетних ленинградских блокадников.

И это не случайно. Подростки и дети принимали активное участие в обороне города. Они собирали металлолом для изготовления военной техники и снарядов, емкости для горючих смесей, теплые вещи для красноармейцев, а также помогали медикам в больницах.

Ребята дежурили на крышах зданий, готовые в любой момент потушить падающие зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от возгорания. «Часовые ленинградских крыш» – такое прозвище они получили в народе.

Когда во время бомбежек все убегали в укрытия, «часовые», наоборот, поднимались на крыши, для тушения падающих снарядов. Кроме этого, измучанные и обессиленные дети изготавливали на токарных станках боеприпасы, рыли окопы и строили различные укрепления.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года удостоен почетного звания «Город-Герой».

Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 года 27 января установлен как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама