«Нормандия - Неман» - символ французско-российского братства
Автор: Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда», 25 ноября 2022 года http://redstar.ru/o-chesti-druzhbe-i-pamyati/

«Нормандия – Неман» – символ французско-российского братства

 Министерство обороны России подготовило новый мультимедийный исторический раздел «Нормандия – Неман: в небесах мы сражались одних», посвящённый 80-летию со дня образования легендарной авиаэскадрильи. Из фондов Центрального архива военного ведомства впервые для широкой аудитории представлены материалы 1942–1945 годов об истории формирования и деятельности «Нормандии».

Авиаполк «Нормандия – Неман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей в составе советских войск в годы Великой Отечественной. Когда фашистские орды вторглись на территорию нашей Родины, вся Европа была уже без особых усилий покорена нацистской Германией. США и Великобритания по системе займов начали отправлять в Советский Союз лишь технику, продовольствие, горючее. Оккупированная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году глава патриотического движения «Сражающаяся Франция» генерал Шарль де Голль предложил советскому руководству помощь в виде эскадрильи французских лётчиков. Эта идея принадлежала Шарлю Люге, бывшему военно-воздушному атташе Французской Республики в Советском Союзе.

Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И.В. Сталин поддержал инициативу. Он считал, что прибытие союзников ускорит открытие второго фронта.

25 ноября 1942 года между командованием ВВС Красной Армии и руководством Военной миссии «Сражающейся Франции» было подписано соглашение о формировании на территории Советского Союза французской истребительной эскадрильи, которая впоследствии была переформирована в легендарный авиационный полк «Нормандия – Неман».

Во время пребывания на советско-германском фронте с 25 марта 1943 по 9 мая 1945 года эскадрилья «Нормандия», (впоследствии полк «Нормандия – Неман») прошла славный боевой путь от Курской дуги до Кёнигсберга. Французские лётчики совершили более 5200 боевых вылетов, провели 869 воздушных боёв, сбили 273 и повредили 50 фашистских самолётов.

9 февраля и 5 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий полк был отмечен орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских лётчиков были удостоены 112 орденов Советского Союза, а четверо стали Героями Советского Союза. Золотую Звезду получили старшие лейтенанты Марсель Альберт и Роллан де ля Пуапу, младший лейтенант Жак Андре. Старший лейтенант Марсель Лефевр удостоен высшей степени отличия СССР посмертно.

Все эти события нашли отражение в архивных материалах, включённых в новый интерактивный раздел. Так, на сайте российского военного ведомства можно ознакомиться с текстом соглашения под грифом «Секретно», подписанным заместителем командующего ВВС РККА генерал-лейтенантом авиации Фёдором Фалалеевым и главой Военной миссии «Сражающейся Франции» бригадным генералом Эрнестом Пети. Согласно этому документу, стороны договорились об отправке в СССР французской истребительной эскадрильи для совместных действий с ВВС Красной Армии против гитлеровцев. При этом советское командование обязалось снабжать авиационное подразделение всеми необходимыми материальными средствами, а также в случае необходимости предоставить дополнительный персонал, для того чтобы обеспечить «максимум успеха в боевой работе». В рамках исполнения этого соглашения в конце ноября 1942 года французские добровольцы (14 лётчиков и 58 механиков) прибыли на аэродром в Иваново.

Тогда же в результате переговоров стороны договорились не только о военном взаимодействии в борьбе с общим врагом, но и о военно-техническом сотрудничестве. 26 ноября 1942 года генерал-лейтенант авиации Фёдор Фалалеев в своём докладе Иосифу Сталину сообщает: «Капитан Мирлес – член Военной миссии, являясь большим специалистом по антиобледенителям, предложил безвозмездно передать ВВС Красной Армии ряд своих изобретений и новинок, позаимствованных им в английских ВВС».

В ходе встреч советского военачальника и главы Военной миссии «Сражающейся Франции» также было определено название нового подразделения ВВС РККА. Строки из исторического формуляра 1-го отдельного истребительного авиационного полка «Нормандия – Неман» свидетельствуют о том, что оно было выбрано не случайно. «В честь французской провинции Нормандия, которая более других провинций Франции пострадала от хозяйничанья немцев», – говорится в документе.

Прибыв на территорию СССР, французские лётчики и авиамеханики под руководством советских инструкторов приступили к лётной и боевой подготовке. Из опубликованного расписания занятий с личным составом авиаэскадрильи «Нормандия» в период с 5 по 10 января 1943 года следует, что с французскими пилотами постоянно проводились занятия по таким дисциплинам, как «формуляр самолёта Як-1», «конструкция самолёта Як-1», «эксплуатация самолёта и его ремонт», «эксплуатация мотора, его ремонт», «техническая терминология». Большое внимание уделялось физической («бег на лыжах») и огневой подготовке. Кроме того, ежедневно французские пилоты изучали русский язык.

Более подробный отчёт о состоянии авиаэскадрильи «Нормандия» на 15 января 1943 года содержится в размещённом в интерактивном разделе рапорте. В нём отмечается, что всю лётную и боевую подготовку личного состава проводили заместители командира эскадрильи майор Жан-Луи Тюлян и капитан Альбер Литольф совместно с советским инструктором-пилотом капитаном Павлом Друзенковым. В этом документе приводится и статистика общего налёта французских пилотов на советских самолётах. В среднем на 15 января 1943 года на одного лётчика приходилось более 770 часов налёта. Больше всего в небе находились майор Жан-Луи Тюлян и капитан Альбер Литольф (1865 и 1920 часов налёта соответственно).

Интерес всех, кто привык доверять первоисточникам, несомненно, вызовет список лётного состава. Примечательно, что в нём значится французский лётчик русского происхождения старший лейтенант Андрей Познанский, самый молодой из пилотов. Он родился в Австрии в семье российских эмигрантов, переехавших впоследствии во Францию. На английском самолёте Hurricane участвовал в боях в Египте. Когда стали набирать пилотов для отправки в Советский Союз, он сразу записался добровольцем.

Андрей Познанский был среди первых погибших пилотов «Нормандии». В тот трагический день, 13 апреля 1943 года, шесть Як-1 эскадрильи вступили в неравный бой с девятью немецкими истребителям. Три вражеских самолёта были сбиты, однако и французские лётчики понесли потери. Кроме Познанского, тогда с боевого задания не вернулись старший лейтенант Ремо Дервиль и младший лейтенант Марсель Бизьен.

В разделе опубликован русский перевод письма начальнику штаба ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации Фёдору Фалалееву от 17 марта 1943 года, в котором глава Военной миссии «Сражающейся Франции» бригадный генерал Эрнест Пети благодарил советскую сторону за качественную подготовку французских пилотов. Читаем: «По случаю окончания периода подготовки и переучивания эскадрильи «Нормандия» я имею честь принести Вам свою благодарность за то дружеское понимание и сердечный приём, которыми были встречены французские лётчики командованием и советскими лётчиками в Иваново (…). Благодаря этому они подготовились к боевым действиям в самых лучших условиях и горят желанием соперничать со своими советскими товарищами в ловкости и героизме в битве с нашим общим врагом. Для того чтобы позволить им поскорее реализовать это законное желание, я настоятельно рекомендую Вам принять необходимые меры, чтобы инспектирование эскадрильи, предшествующее отправке на фронт, было произведено как можно скорее».

Просьба французского военачальника была услышана, и уже через несколько дней он совместно с представителем командования ВВС Красной Армии оценил боевую готовность истребительной эскадрильи «Нормандия». «Проверены: групповая слётанность, высший пилотаж, воздушный бой и стрельба по корпусу. Эскадрилья показала отличную подготовленность по всем вышеупомянутым элементам и по своим боевым качествам и моральному состоянию готова к отправке на фронт», – сообщается в акте проверки боевой готовности французской истребительной эскадрильи «Нормандия» от 21 марта 1943 года.

22 марта 1943 года, после освоения личным составом боевой техники и программы лётной подготовки, эскадрилья была отправлена на Западный фронт, где вошла в состав 303-й истребительной авиационной дивизии. 5 апреля французские лётчики получили боевое крещение. Та воздушная схватка кратко описана в телеграмме командира эскадрильи «Нормандия» от 6 апреля 1943 года. В ней, в частности, сообщается, что, сопровождая советские бомбардировщики, старший лейтенант Альбер Пресиози и младший лейтенант Альбер Дюран вступили в бой, в результате которого они сбили один Focke-Wulf 190 и подбили второй, который, объятый пламенем, ушёл со снижением высоты.

В кратком отчёте начальника штаба 204-й бомбардировочной авиационной дивизии о боевой деятельности истребительной авиаэскадрильи «Нормандия» от 9 апреля 1943 года даётся положительная оценка действиям французских лётчиков: «Качество прикрытия бомбардировщиков лётчиками эскадрильи «Нормандия» – высокое. Ни одной потери сопровождаемые ими бомбардировщики не имели (…). Техника пилотирования в целом у всего лётного состава отличная (…). Боевой дух – высокий. Повседневно проявляется желание идти в бой, поиски встреч с противником и, наконец, настойчивое и умелое ведение боя».

Помимо сопровождения советских бомбардировщиков и уничтожения вражеских самолётов-разведчиков, французские лётчики выполняли широкий спектр боевых задач. К примеру, в донесении № 21 от 7 мая 1943 года описан такой эпизод: «При полёте к цели и обратно производили штурмовку автотранспорта (…). В результате обстрела две деревни (Устрожено и Свиридово) подожжены, в которых было скопление войск и автотранспорта. Уничтожено и повреждено до 30 грузовых автомашин, в том числе одна цистерна с горючим, которая находилась у загоревшегося гаража. В этих двух деревнях отмечено 400–500 солдат, из которых 50–100 убито».

Летом 1943 года начались работы по расширению штата эскадрильи. К февралю 1944 года на её основе окончательно был сформирован 1-й отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия». Вопрос о преобразовании авиационного подразделения в отдельную воинскую часть поднял глава французской Военной миссии «Сражающейся Франции», о чём 26 мая 1943 года Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину доложил командующий ВВС Красной Армии маршал авиации Александр Новиков: «Глава французской Военной миссии в СССР генерал Пети поставил передо мной от имени де Голля вопрос о развёртывании их эскадрильи «Нормандия» в отдельную часть (полк) в составе четырёх-пяти эскадрилий. Мотивируется их просьба тем, что положение с лётным составом Воздушных сил «Сражающейся Франции» значительно улучшилось и у них теперь имеется полная возможность развернуть эскадрилью «Нормандия» в авиационную часть. Кроме этого, они предполагают, что эта авиационная часть явится ядром для создания будущего воздушного флота Франции (…). Прошу Ваших указаний для соответствующего ответа генералу Пети».

Советская сторона дала положительный ответ, в результате чего к 13 июня 1943 года старший лейтенант Г.Е. Кунин (впоследствии офицер связи штаба истребительного полка «Нормандия») подготовил проект организации полка. Этот документ также размещён в тематической подборке. В нём представлена структура будущей воинской части, состоящей из двух эскадрилий, количество которых предполагалось довести до трёх без изменения общей организации. Кроме того, в проекте учтено желание французского командования отозвать весь французский техперсонал во Францию, заменив его советскими специалистами.

Ещё одной важной вехой в истории французских лётчиков в рядах ВВС Красной Армии стало их участие в стратегической наступательной операции «Багратион». В июле 1944 года 1-я воздушная армия, в составе которой действовал отдельный истребительный полк «Нормандия», оказывала значительную поддержку частям Красной Армии при форсировании реки Неман. За боевые заслуги и мужество, проявленные французами в этих боях, приказом Верховного Главнокомандования № 0384 от 28 ноября 1944 года полку было присвоено почётное наименование «Неманский». С тех пор авиационная часть известна как полк «Нормандия – Неман».

По окончании Великой Отечественной войны, как свидетельствует доклад члена Военного совета ВВС Красной Армии генерал-полковника авиации Николая Шиманова от 18 июня 1945 года, на аэродроме немецкого города Штутгарта состоялись торжественные проводы французских пилотов на родину. Согласно документу, лётчики-истребители на 41 боевом самолёте Як-3, переданном Советским Союзом в дар Франции, отправились домой.

Вместе с ними вылетели и советские специалисты: «Для обслуживания полка «Нормандия» и обучения французов из 303-й истребительной дивизии отправлено 29 человек инженерно-технического состава на самолётах C-47 во Францию».

Во Франции лётчики полка «Нормандия – Неман» эксплуатировали истребители Як-3 до 1947 года – до того времени, когда в свои права вступила эпоха реактивных двигателей.

На сайте российского военного ведомства опубликованы выписки из наградных материалов французских лётчиков, из которых можно узнать не только об их боевых, но и о морально-политических качествах. Например, в личном деле Героя Советского Союза старшего лейтенанта Марселя Лефевра отмечается его глубокая привязанность к русской культуре: «Быстро овладев русским языком, научился понимать, любить и уважать великие достижения советского народа. Это неоднократно отражалось в его страстных выступлениях на антифашистских митингах молодёжи. (…). В воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника, в паре – один самолёт противника и подбил два самолёта противника (…). Старший лейтенант Лефевр был отличным лётчиком-инструктором: зимой 1943–1944 годов во время переформирования эскадрильи в полк им было переучено на самолёте Як-9 18 вновь прибывших из Северной Африки и Англии французских лётчиков (…). Старший лейтенант Лефер Марсель умер 5.6.1944 года от ожогов, полученных им при посадке после выполнения боевого задания».

В 1956 году в Москве в память о боевой советско-французской дружбе и героизме лётного состава «Нормандии» на здании бывшей Военной миссии «Сражающейся Франции» была открыта мемориальная доска с именами 42 французских лётчиков, погибших в боях. Через несколько лет – в 1964 году – на Введенском кладбище над могилой французского пилота, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия – Неман».

Дань памяти героям прошедших дней потомки отдают и в наше время. Так, в 2007 году в Лефортово (Москва) был возведён памятник «Лётчикам 18-го авиаполка «Нормандия – Неман». Скульптурная композиция состоит из двух фигур – советского и французского лётчиков, шагающих по взлётной полосе после успешного боевого вылета. Памятник символизирует советско-французское братство по оружию в годы Великой Отечественной и Второй мировой войн.

В честь дружбы наших и французских военных лётчиков композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским была написана ставшая широко известной песня с такими словами:

В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых,

Ну а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить.

…Мы за правое дело дрались, камарад, нам война ненавистна иная.

Не поддайся обману, французский собрат, верность клятве своей сохраняя.

Разве не в этом заключается главный урок истории полка «Нормандия – Неман»? Кто забывает уроки истории – обречён на их повторение…

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда», 25 ноября 2022 года

http://redstar.ru/o-chesti-druzhbe-i-pamyati/

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама