С праздником, с Днем детских общественных объединений и организаций!

«Будь готов!» – «Всегда готов!»

 19 мая в Российской Федерации отмечается День детских общественных объединений и организаций. Праздник юности, патриотизма и любви к Родине ‒ День детских общественных объединений, День пионерии.

В конце 1921 года Центральный комитет Российского коммунистического союза молодежи (ЦК РКСМ) создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. Непосредственное участие в работе комиссии принимала Надежда Константиновна Крупская. Один из идеологов скаутского движения И.Н. Жуков, стремившийся воплотить в детской организации позитивные стороны скаутского движения, предложил девиз «Будь готов!».

19 мая 1922 года – 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Октябрь 1922 года – 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».

21 января 1924 года – Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И. Ленина.

Март 1926 года – Пионерская организация стала именоваться – Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина.

Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

1923 год – В школах стали создаваться форпосты и базы – объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. В пионерской организации насчитывалось до 75 тыс. пионеров.

Конец 1930-х годов – Завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.

1941-1945 годы – По всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью «Тимур и его команда». Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая, собирали деньги в фонд обороны.

Первый пионерский танк, громивший врага, назывался «Горьковский пионер». Пионеры Москвы и Московской области на слете рапортовали о том, что они сделали для победы. Рапорт был подтвержден подарком – танковой колонной «Московский пионер». Но это была лишь часть большой танковой колонны «Пионерия», в создании которой принимали участие пионеры из городов и сел полыхающей страны.

Тысячи пионеров за годы Великой Отечественной награждены орденами и медалями. Ваня Андрианов, пионер села Ново-Михайловское Калужской области, провел бойцов в тыл врага, и фашисты были уничтожены. Ваню наградили орденом Красной Звезды.

Шура Ефремов, которого война застала под Ельней, организовал сельских ребят в отряд, собиравший после боев оружие и боеприпасы. Позднее он стал партизаном. Шура тоже награжден орденом Красной Звезды.

В летопись пионерской организации золотыми буквами вписаны имена Вали Котика, Лени Голикова, Зины Портновой, Марата Казея, каждому из которых было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны начался непростой период восстановления страны. Пионеры принимали активное участие в восстановлении и развитии народного хозяйства. На счету пионерской организации – огромное количество полезных дел, но на первом месте, конечно, была учеба.

В послевоенный период занятия проходили в 2-3 смены. Не хватало учебников, наглядных пособий. Комсомол призвал пионеров направить усилия на борьбу за глубокие и прочные знания, к осуществлению всеобщего семилетнего обучения, вовлечению учащихся в общественно полезный труд. Злободневно звучали слова старого пионерского марша: «В план великих пятилетий входит наш учебный план». Главной стала цель –учиться всем, учиться на совесть. Комсомольцы и пионеры были призваны возглавить движение учащихся за качество знаний и помогать руководству школ в укреплении порядка и дисциплины.

Уральский историк Т.И. Зимина, исследовавшая проблемы школьного образования на Урале в послевоенные десятилетия, в одной из своих работ отмечала, что немалая роль в развитии интереса к знаниям и воспитания ответственного отношения к учебе принадлежала детским коммунистическим организациям.

Поэтому многие партийные организации развивали инициативу комитетов комсомола, советов пионерских дружин, много работали с учебно-производственными секторами.

Например, в период подготовки к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в школе N 26 поселка Заречного Белоярского района, с целью развития инициативы октябрят, пионеров и комсомольцев в направлении повышения интереса к знаниям в 5 –8-х классах были созданы пионерские патрули. Еженедельно на совете дружины заслушивался их отчет об успеваемости и дисциплине в классе. В школе началось соревнование за лучшие показатели в учебе. Еженедельно на общешкольной линейке подводились итоги соревнования и лучшему классу вручался переходный вымпел. В школе было установлено шефство над отстающими в учебе и «трудными» восьмиклассниками, что помогло им хорошо подготовиться и сдать экзамены.

Т.И. Зимина отмечает, что одной из форм работы с учащимися и пионерами в школах Свердловской области было проведение Ленинского зачета, что способствовало развитию интереса учащейся молодежи к знаниям, воспитанию ответственного отношения к учебе.

В школах Свердловской области проводились общественные смотры знаний. Это торжественные праздники, состязания, на которые к ребятам приходили их старшие друзья-шефы: комсомольцы, производственники, а также родители и члены совета дружины. Из гостей выбиралось жюри, которое оценивало работу ребят. Между смотрами проходили учебные встречи, которые можно назвать генеральными репетициями смотра. К этим встречам пионеров готовили комсомольцы.

Не была исключением и школа №5 города Свердловска. Когда ребята начинали подготовку к традиционным смотрам, в каждом пионерском звене по каждому из предметов выбирался «консультант» для помощи и контроля.

В 3-4 классах – «добытчики знаний». Эти «главные из младших» получали задания от учителей – разыскать интересный материал в научно-популярной литературе, в энциклопедиях. Затем «добытчикам» необходимо было интересно рассказать остальным о том, что нового узнали они помимо обычного задания по учебнику. В результате и уроки проходили интереснее, и к ребятам приходило важное открытие, что «добытчиком» знаний может стать каждый.

В Свердловской области, как и в других областях страны, существовал клуб интернациональной дружбы. Стало традицией не просто переписываться и обмениваться «говорящими» письмами, но и проводить встречные выставки картин. Такой клуб находился и в Свердловской школе № 70. Большое количество книг, сувениров учащимися школы было послано друзьям и получено от них. В 1975 году в школе состоялась встреча учащихся с гостями из ЧССР и бывшими воинами, освобождавшими Чехословакию. Свердловские пионеры разыскали и узнали имена тех, кто 30 лет назад помог чехословацкому народу освободить свою землю от фашистов. Ребята нашли ветеранов. На этой торжественной встрече свердловским школьникам были вручены сувениры и письма от чешских ребят. По итогам каждого года, клуб интернациональной дружбы газеты «На смену!» вручал одному из школьных КИДов области приз за лучшую организацию работы по интернациональному воспитанию школьников. Этим призом два года подряд награждался КИД «Параллели» средней школы № 6 г. Красноуральска. Пионеры изучали историю своего родного города. В центре города, на обелиске у Вечного огня записаны имена красноуральцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Ребята собирали материал о сражениях, в которых участвовали земляки, искали места их гибели. Подобные мероприятия и операции проходили во многих клубах интернациональной дружбы школ Свердловской области.

В честь 40-летнего юбилея Всесоюзной пионерии 1960 году Центральный совет пионерской организации принял решение о проведении трудовой пионерской двухлетки «Пионеры – Родине», которая явилась вкладом в семилетку страны. На счету пионеров было большое количество полезных дел. В жизнь пионерской организации стало прочно входить соревнование за звание дружина, отряд – «спутник семилетки». За годы пионерской двухлетки пионеры собирали металлолом для нефтепровода «Дружба», который прокладывался из Советского Союза в социалистические страны; помогали комсомольцам сел выращивать кроликов, птиц; превращали шоссейные дороги и автомагистрали в цветущие зеленые аллеи; закладывали сады, ягодники, цветники, принимали участие во Всесоюзном конкурсе «Юные техники – Родине»; строили спортивные площадки и стадионы, каждый пионерский отряд активно участвовал в выполнении пионерских обязательств. Движение «Пионеры – Родине» дало толчок творчеству пионеров, их самодеятельности и активности.

Всесоюзная пионерская военно-спортивная игра «Зарница», являясь составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа и Всесоюзного марша пионерских отрядов, объединяла в своих рядах более 275000 юнармейцев Свердловской области. Участие пионеров и школьников Свердловской области в «Зарнице» было направлено на дальнейшее улучшение военно-патриотической и спортивно-массовой работы в пионерских коллективах.

На Урале, как и по всему Советскому Союзу, создавались дома и дворцы пионеров и школьников, станции юных натуралистов, техников, туристов, детско-юношеские спортивные школы. Внешкольные учреждения способствовали приобщению ребят к активной пионерской деятельности. Проходили многочисленные экспедиции пионеров и школьников по родному краю, а по возвращении – краеведческие вечера, беседы о революционном прошлом города, района, об участии уральцев в Великой Отечественной войне. С каждым годом походы становились более массовыми, организованными и содержательными…

За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.

 В наше время славные традиции пионерской организации продолжает «Российское Движение Школьников», которое включает в себя детские общественные объединения и организации разных направлений. Многообразие детских организаций позволяет реализоваться самым разным талантам школьников. Благодаря участию в общественных движениях ребята учатся быть лидерами, добиваться успеха, проходят важный этап социализации. Как и раньше, детские организации руководствуются принципами единства слова и дела, дружбы и товарищества, совести и чести, заботы и милосердия. Все они служат одной цели – объединению детей!

Источники:

https://ria.ru/20070519/65737726.html

https://kraeved.biblio-irbit.ru/ural-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5844/1/16Knyazeva.pdf

Похожие
материалы
Подписаться на новости
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные
новости и статьи раз в неделю, без спама