Герой Советского Союза Павел Андреевич Пологов

Пологов Павел Андреевич – штурман 737-го истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта, майор.

Родился 23 сентября 1913 года в городе Нижний Тагил ныне Свердловской области в семье рабочего. Русский. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на металлургическом заводе.

В РККА с 1934 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году. Участник боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году и советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за 365 боевых вылета, 90 воздушных боев, 18 лично и 12 в группе сбитых самолетов противника и проявленные при этом мужество и высокое лётное мастерство, майору Пологову Павлу Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1724).

3 апреля 1944 года командир 163-го истребительного авиационного полка (336-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) подполковник П.А. Пологов в воздушном бою на подступах к городу Ковелю таранным ударом своего горящего истребителя Як-9 сбил вражеский транспортный самолёт Ju-52. Приземлился на парашюте.

Всего во время Великой Отечественной войны сбил 29 самолётов противника. С 1949 года подполковник П.А. Пологов – в запасе. Жил в городе Свердловск (ныне – Екатеринбург). Умер 22 ноября 2001 года. Похоронен в Екатеринбурге, на Широкореченском кладбище.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

 http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=384

Боевое крещение П.А. Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97.

Позднее участвовал в Советско-Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте.

Под Львовом в августе 1941 года сбил свой первый Ме-109…

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 лично и 12 в группе. Он по-праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком.

Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.

Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко-фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: “Отомстим проклятым фашистам!”.

В течение мая лётчики этого полка (командир майор П.А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Вспоминая о весенних боях 1943 года генерал-лейтенант авиации в отставке С.Н. Ромазанов пишет:

“Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика-истребителя П.А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 “Мессеров”. Навстречу были подняты 12 наших “Лавочкиных”. Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на “Мессеров. Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой – 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один (его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме), метким огнём сбивает и их”.

В середине июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.

В один из боевых дней особенно отличились лётчики-истребители подполковник П.А. Пологов, капитан В.С. Богатырев, старшие лейтенанты В.В. Макаров и Я.И. Филимонов.

Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88.

Увидев группу “Фокке-Вульфов” в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один “Фоккер”, пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки.

Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П.А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 апреля (по другим источникам – 15 марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них – тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать “Юнкерсы”, а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако “Юнкерсам” удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх “Яки” устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой “Фоккеров”. Он пытался резким маневром уйти из-под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится “Юнкерс”. Решение созрело мгновенно. Через мгновение винт “Яка” впился в хвостовое оперение транспортника…

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 апреля появилось короткое сообщение:

“На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза подполковник П.А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из “Юнкерсов”. Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории”.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно-Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника (некоторые источники указывают на другие цифры, так например в книге “Оренбургское лётное” указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах).

Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше – “Як” или “Ла”, ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П.А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА, от И-16 до Як-9. В конце войны Пологов служил в вооружённом “Яками” 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге “Советские Асы” Николай Бодрихин: “Прикрывал на Ла-5 свои “Яки”…

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС.

В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов.

Писатель А.С. Абрамов посвятил П. А. Пологову свою документальную повесть “Последняя атака лидера”.

7 мая 2017 года на доме № 12 по улице Шарташской в Екатеринбурге появилась мемориальная доска Герою Советского Союза лётчику-истребителю, подполковнику в отставке Павлу Пологову. На чёрной мраморной плите Павел Андреевич изображён рядом со своим самолётом после боя.

https://www.bvvaul.ru/profiles/1640.php

Поделитесь ссылкой со своими друзьями: